В большинстве стран мира развитие интернет-технологий
является одним из главных приоритетов государственной
политики. Интернет является общественным благом, что
означает обеспечение его всеобщей доступности. США и
Великобритания уже объявили о начале общегосударственных
программ по обеспечению всеобщего доступа к Интернету.
Важнейшим признаком нового общества является взаимодействие
органов государственной власти с гражданами через Интернет.
Подобные проекты в большинстве стран получили название
«электронное правительство». Они проводятся под лозунгом
большей открытости и подотчетности государства гражданам.
Подотчетность означает не простое распространение официальных
пресс-релизов, а предоставление самого широкого спектра
возможностей – от прямого доступа ко всем услугам, оказываемых
госсектором, и их оплаты до непосредственного общения
с политиками и голосования.
К сожалению, политика российского Правительства в
данной области свидетельствует, что «электронное правительство»
понимается как повышение эффективности функционирования
власти и, следовательно, механизмов контроля над гражданами
в сферах сбора налогов, борьбы с преступностью и т.д.
Это – прямое доказательство попытки создать авторитарное
бюрократическое государство в России. Эти тенденции
отчетливо проявились в попытке введения системы обнаружения
и распознавания материалов (СОРМ-2), что, по сути, означало
подведение российского Интернета под контроль спецслужб,
введение законодательного запрета на применение продвинутых
криптографических средств в РФ, правительственного законопроекта
об электронной цифровой подписи – ЭЦП, затрудняющего
ее использование, и таким образом направленного на изоляцию
страны.
Реализация концепции «электронного правительства»
предполагает:
1. Создание защищенной правительственной сети и
централизованной базы данных, объединяющих как департаменты
министерств, так и региональные органы власти.
2. Перевод государственных служащих на использование
электронной почты и отказ от бумажной документации.
Всю информацию, распространяющуюся внутри государственного
аппарата, следует передавать и хранить в электронной
форме.
3. Создание в Сети представительств всех государственных
учреждений, публикация всей несекретной информации
в сети Интернет. Этот проект должен быть не внутриведомственным
(когда каждое ведомство само занимается своей информатизацией),
а единым порталом, с удобным для пользователя интерфейсом.
Он должен позволять осуществлять поиск органа, в компетенцию
которого входит решение данной проблемы, обеспечивать
доступ, исходя не только из существующей структуры органов
власти, но и из функциональных соображений (обрабатывать
запросы «как мне решить такой-то вопрос»).
4. Внедрение информационных технологий в сфере
государственного обслуживания – использование Интернета
для взаимодействия с гражданами (заполнение налоговых
деклараций, оплата услуг, в т.ч. коммунальных, уплата
штрафов, продление лицензий и т.д.). Это экономит средства
государства и время граждан, избавляет их от необходимости
иметь дело со сложной внутренней структурой учреждений
и обеспечивать многочисленные согласования. Должны осуществляться
консультирование on-line и применяться системы экспертной
поддержки для заполнения документов и электронных форм.
5. Создание правительственного электронного рынка,
на котором органы государственной власти смогут размещать
свои объявления о потребности, а уполномоченные поставщики
подавать заявки на участие в тендерах. Это предполагает
создание внешних сетей, связывающих государство с коммерческими
поставщиками, и системы правительственных закупок, обеспечивающей
сбор заказов и предложений, проведение тендеров, бездокументарный
учет операций, выставление счетов-фактур. Такая система
обеспечит экономию за счет более конкурентных торгов,
беспрепятственного доступа к поставщикам, сэкономленного
за счет он-лайновой обработки заказов времени, менее
высокого уровня запасов и т.д.