Сегодня система образования должна реагировать на вызовы
технологической революции. Она должна активно применять
лучшие достижения новых информационных технологий для
повышения эффективности образовательного процесса.
Перед российской системой образования стоит задача
подготовить будущих граждан страны к жизни в условиях
информационного общества, обучить их пользованию новыми
средствами коммуникации, необходимыми в их будущей профессиональной
деятельности.
Таким образом, проблема информатизации сферы образования
уже не может больше рассматриваться только как проблема
расширения материально-технической базы образования.
Необходимы изменение целей образования, его ориентация
на проблемы информационной цивилизации.
Новые образовательные технологии также повышают открытость
и доступность образования, позволяют интегрировать различные
традиционные и новые методики обучения:
– использование в обучении сетевых (распределенных)
электронных библиотек;
– разработку и внедрение систем обучения с использованием
интерактивных мультимедийных CD-ROM;
– Интернет-обучение;
– развитие обучения с помощью видеоконференций и транслирования
лекций преподавателей через Интернет;
– развитие распределенных региональных учебных терминалов
для обучения студентов;
– электронное тестирование, компьютерные тренинги.
Реализация государством программы внедрения новых
информационных технологий в образование предусматривает
решение следующих задач:
• обеспечение интеграции новых информационных технологий
в учебный процесс: техническое оборудование учебных
заведений и установление сетевых связей между ними;
• подготовку преподавателей с учетом требований минимальной
компьютерной грамотности;
• освоение и использование в системе образования информационных
потоков, а также производство и распространение документов
и материалов, основанных на новых информационных технологиях
(ИТ);
• развитие открытого образования.
Для решения этих задач необходимы следующие меры:
1. Обеспечение интеграции ИТ в образовательный
процесс, в том числе:
• использование коммуникационных сетей для расширения
профессиональных контактов между преподавателями, обмена
профессиональным опытом с коллегами;
• развитие технологии дистанционного образования и обучения
по индивидуальным программам, что помещает конкретного
учащегося и студента в центр учебного процесса, – это
может оказаться особенно полезным для отдаленных и северных
районов России, а потому имеет стратегическое значение
и должно финансироваться отдельной строкой в бюджете;
• оборудование и подключение к сети Интернет всех учебных
заведений России, обеспечение их электронными адресами,
поощрение организации школьных сайтов;
• завершение компьютеризации всех учебных заведений
страны, для чего необходимо разработать программу поддержки
приобретения компьютерной техники, причем расходы на
реализацию программы должны быть распределены между
Федерацией и регионами в пропорции 70:30, федеральные
средства должны выделяться по предоставлению региональными
комитетами образования модифицированных учебных планов,
предусматривающих внедрение ИТ в учебный процесс;
• поставка компьютеров в учебные заведения;
• передача компьютеров, списываемых с баланса федеральными
министерствами, учреждениям образования;
• ученые советы вузов в трехлетний срок обязаны выработать
план вовлечения ИТ в учебный процесс и определить потребности,
связанные с его реализацией;
• обновление курсов по информатике в средней школе.
2. Создание системы подготовки и переподготовки
преподавательского состава с учетом требований компьютерной
грамотности. Для этого необходимо, чтобы преподаватели
приобрели соответствующие знания и навыки в области
работы с информационными технологиями. Современный уровень
подготовки молодых педагогов в области использования
ИТ не представляется удовлетворительным. Несмотря на
усилия по овладению ИТ, предпринимаемые в ряде вузов,
уровень подготовки сильно разнится от заведения к заведению.
ИТ до сих пор нигде не стали инструментом широкого применения.
Для активизации этого процесса необходимо:
• оценить возможность и потенциал использования информационных
технологий при выработке учебных программ и внести соответствующие
изменения в уже принятые учебные планы и программы;
• организовать систематическую работу по сертификации
и аттестации учебных компьютерных программ;
• создать региональные центры информационных образовательных
технологий для переподготовки кадров в области образования.
3. Помощь государства в производстве и распространении
учебных материалов, основанных на ИТ, в том числе:
• поддержка индивидуальных образовательных проектов
для скорейшего внедрения инноваций в образовательный
процесс, для чего необходимо организовать конкурс индивидуальных
образовательных проектов Минобразования и региональных
комитетов народного образования;
• организация контактов педагогов и производителей программного
обеспечения образовательной направленности, в том числе
через организацию оплачиваемых государством стажировок
преподавателей – победителей конкурсов в фирмах – производителях
программного обеспечения.
4. Поощрение распространения образовательных ресурсов
в сети Интернет, для чего необходимо:
• финансировать создание сайтов и web-страниц российскими
высшими учебными заведениями;
• обязать вузы и кафедры публиковать в сети Интернет
методические требования и рекомендации к предметам (программы
курсов, тезисы лекций, календарно-тематические планы,
планы семинарских занятий, списки курсовых и дипломных
работ, список рекомендуемой литературы), поощрять публикацию
в сети конспектов лекций и раздаточного материала;
• способствовать переводу научных знаний в доступную
по сети форму – публиковать в сети дипломные работы,
отчеты, статьи;
• внедрять ИТ во все центры документации, и особенно
университетские библиотеки (их информатизация позволит
значительно расширить предложение информации в сети
и использовать дистанционные формы работы);
• завершить создание в десятилетний срок на базе проекта
распределенной библиотечной сети LIB• eb объединенного
библиотечного каталога российских вузов и библиотек
для обеспечения оперативного доступа к библиографическим
описаниям, справочной и полнотекстовой информации;
• создать сервер российских ресурсов в области образования
(способствуя установлению прямых связей между учебными
заведениями, сервер также призван стать инструментом
сотрудничества с русскоязычными учебными заведениями
всего мира).
5. Участие в международном сотрудничестве в области
интеграции НИТ в образовательный процесс, для чего
необходимо:
• создать систему дистанционного образования государств
– участников СНГ;
• стимулировать участие государственных вузов в реализации
проекта Европейского Союза по программе «Коперникус»,
предполагающей создание международной мультимедийной
сети.
6. Разработка и принятие федеральной целевой программы
«Открытое образование XXI века». В системе открытого
образования существуют другие стандарты, которые состоят
всего лишь из рекомендаций. Вуз должен самостоятельно
формулировать стандарты и открывать новые специальности.
Принципами открытого образования должны стать:
• возможность доступа к разнообразным образовательным
ресурсам единого качества из любой географической точки
страны;
• возможность строить на этой основе индивидуальную
программу обучения;
• любой человек, который хочет получить высшее образование,
должен иметь такую возможность. Прием в вузы в системе
открытого образования должен проводиться без экзаменов
и без требования аттестата об окончании средней школы;
• максимальная индивидуализация обучения – человек должен
обучаться по индивидуальному плану, составленному им
самим.
Поэтому необходимо создать во всех вузах материально-техническую
и интеллектуальную базу «открытого» образования, довести
таким образом долю студентов, обучающихся в системе
открытого образования, до 1/3.