[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Возрождение российской науки — условие технологического
прорыва

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Эффективная организация НИОКР и использование научных знаний способны дать необходимый импульс экономическому развитию. Именно наука способна обеспечить место России среди великих держав XXI века. Без роста интеллектуального потенциала, связанного с развитием науки, не удастся решить острые социальные проблемы, достичь гражданского согласия, построить развитое демократическое общество.

За годы реформ науке удалось достичь некоторых положительных результатов: была ликвидирована формально-правовая изоляция российского научного сообщества, появились негосударственные научные институты и государственные научные фонды, осуществляющие конкурсное финансирование научных разработок.

Тем не менее кризис российской науки так затянулся, что общество и власть перестали осознавать необходимость поддержания научных изысканий, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Этот кризис имеет четыре основных составляющих:

Резкое сокращение финансирования науки по сравнению с советским периодом. В СССР финансирование науки составляло 2–2,5% ВВП, в сфере науки работало более 2 млн человек, а сегодня в России совокупные бюджетные расходы на науку составляют менее 1% существенно меньшего ВВП при сокращении численности занятых в несколько раз. Более того, российская наука столкнулась с невозможностью планировать исследования и разработки по программам и проектам из-за непредсказуемого и недостаточного финансирования, неразвитой конкурсной системы, несовершенного механизма доведения бюджетных средств до конечного исполнителя.
Отсутствие ясных стратегических научно-технических ориентиров в новых реалиях – сегодня в России ведутся работы по направлениям, которые охватывают до 52% мирового спектра фундаментальных исследований. Научно-техническая политика непоследовательна, является компромиссом противоборствующих ведомств.
Кризис воспроизводства научных кадров – средний возраст специалиста в научно-технической отрасли приблизился к 55 годам, продолжаются «утечка мозгов» за рубеж, уход специалистов на более оплачиваемую работу внутри страны.
Кризис управления наукой – разрастание количества «заинтересованных» ведомств, между которыми нет четкого разделения обязанностей.

«ЯБЛОКО» категорически не согласно с тем, что наука должна сама приспосабливаться к рыночным условиям. Мы считаем, что государство должно играть определяющую роль в сохранении и развитии передовых направлений российской науки. Для этого необходимо:

• создать эффективный механизм финансирования российской науки;
• определить приоритеты государственной научно-технической политики;
• создать систему воспроизводства научных кадров;
• создать механизм эффективного управления российской наукой;
• приступить к реализации активной инновационной политики.

1. Создание эффективного механизма финансирования науки предполагает:

• увеличение доли расходов федерального бюджета на науку в соответствии с разработанным «ЯБЛОКОМ» законом «О науке и государственной научно-технической политике» до 4% от расходной части при одновременном росте региональной составляющей расходов на науку (до 2–4% от расходной части бюджетов субъектов);
• поддержку системообразующей структуры науки (РАН, Государственных научных центров, Государственных научных фондов и т.п.);
• четкое определение прав научных организаций на использование в уставных целях доходов от эксплуатации закрепленного за ними федерального имущества; обеспечение эффективного общественного контроля за расходованием средств, выручаемых от аренды, в интересах саморазвития организации;
• принятие регионами мер косвенной поддержки научно-технических организаций: снижение тарифов за энергоресурсы и коммунальные услуги для научных организаций, снижение ставок арендной платы за пользование землей и зданиями;
• включение расходов предприятий на науку в состав затрат в целях привлечения в науку внебюджетных средств;
• увеличение доли конкурсного финансирования фундаментальных исследований через государственные научные фонды и программы до 15–20% от расходной части федерального научного бюджета;
• увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;
• реорганизацию части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитыми финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурами; санацию и закрытие неэффективных организаций;
• поддержку функционирования научной инфраструктуры;
• предоставление отсрочек по уплате налогов в случае задержки оплаты выполненного заказа;
• разрешение финансирования новых разработок и развития производства за счет части дохода, освобожденной от налогообложения.

2. Определение приоритетов государственной научной политики предполагает:

• создание государственного прогностического научного центра для определения приоритетов развития российской науки;
• оптимизацию и сокращение числа научно-стратегических ориентиров;
• совершенствование практики селективной конкурсной поддержки науки и технологий в форме долгосрочных целевых программ;
• увеличение числа грантов и их размера;
• обеспечение открытости в деятельности государственных научных фондов: любой заявитель должен иметь право ознакомиться с рецензиями на конкурсный проект, на основании которых фонд выносил по нему решение;
• разработку рамочной региональной программы развития науки.

3. Преодоление кризиса воспроизводства научных кадров предполагает:

• переход на контрактную систему найма с заключением временного договора-контракта с научным работником на период выполнения им конкретного задания или на все время работы в данной организации. Контракт позволит устанавливать особые условия оплаты труда для наиболее активных ученых и специалистов высшей научной квалификации, для творческой элиты; предоставление повышающих коэффициентов ЕТС (более 10) для лиц младше 30 лет;
• создание системы специальных молодежных грантов и стипендий талантливым молодым ученым и студентам;
• выплату повышенной стипендии талантливым российским ученым, работающим по специальности, за счет средств специально созданного бюджетного фонда; компенсацию для них расходов на приобретение жилья;
• реализацию программы интеграции науки и высшей школы, в рамках которой студенты будут вовлекаться в процесс современного научного исследования в сотрудничестве с Академией наук.

4. Преодоление кризиса управления российской наукой предполагает:

• преобразование РАН в некоммерческую организацию – ассоциацию (наделение РАН статусом ассоциации снимает проблему субъекта права собственности на имущество самой Академии и входящих в нее организаций);
• стимулирование преобразования заинтересованных научно-технических организаций из государственных учреждений в автономные некоммерческие организации, для чего необходимо изменить формулировку закона «О некоммерческих организациях», предусматривающую такое преобразование лишь через ликвидацию;
• создание координационных межведомственных региональных советов (для учета интересов регионов) и наблюдательных советов (для учета общественного мнения) с совещательными полномочиями;
• создание в уставах научных организаций ученых (научных, технических, научно-технических) советов как одного из органов управления; разработку «Типового положения об ученых советах», которое наделило бы их полномочиями решать финансовые, кадровые и другие важные вопросы.

5. Проведение активной инновационной политики предполагает:

• поддержку малого предпринимательства в инновационно-научной сфере, создание системы предоставления кредитов организациям малого научного бизнеса;
• создание технопарков – научно-инновационных центров на базе государственных НИИ для интеграции науки и малого предпринимательства; предоставление таким организациям льгот по уплате налогов, таможенных сборов, иных платежей, освобождение их от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом;
• переход от финансирования научных организаций к финансированию конкретных НИОКР, а затем от финансирования НИОКР – к их поддержке, отбирая наиболее перспективные для российской экономики проекты;
• развитие венчурного инвестирования в научно-технической сфере;
• развитие страхования инновационных рисков;
• принятие законов, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регламентирующие выявление нарушений прав авторов объектов интеллектуальной собственности, а также принятие законов в сфере экспорта интеллектуальной собственности;
• субсидирование государством импорта новых технологий;
• выделение льготных кредитов для развития эксперементального производства в приоритетных направлениях НИОКР;
• разработку системы государственных гарантий крупным высокоэффективным инвестиционным проектам в наукоемких отраслях;
• разрешение отсрочки выплаты налогов и процентов по кредиту на период после внедрения инноваций;
• активизацию деятельности государства по продаже лицензий на результаты творчества изобретателей и патентование продуктов их деятельности за рубежом;
• поощрение развития в России офшорного программирования (выполнение заказов по разработке программного обеспечения для зарубежных компаний российскими программистами);
• стимулирование заключения отечественными компаниями-разработчиками лицензионных соглашений с зарубежными компаниями на реализацию программного обеспечения (готового продукта) с выплатой роялти;
• поддержку тесных контактов с российской научной диаспорой – долговременные совместные исследования за рубежом, проведение совместных семинаров и летних школ и т.д.

СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЩЕСТВА БУДУЩЕГО
Оглавление
Создание «электронного правительства»


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]