Эффективная организация НИОКР и использование научных
знаний способны дать необходимый импульс экономическому
развитию. Именно наука способна обеспечить место России
среди великих держав XXI века. Без роста интеллектуального
потенциала, связанного с развитием науки, не удастся
решить острые социальные проблемы, достичь гражданского
согласия, построить развитое демократическое общество.
За годы реформ науке удалось достичь некоторых положительных
результатов: была ликвидирована формально-правовая изоляция
российского научного сообщества, появились негосударственные
научные институты и государственные научные фонды, осуществляющие
конкурсное финансирование научных разработок.
Тем не менее кризис российской науки так затянулся,
что общество и власть перестали осознавать необходимость
поддержания научных изысканий, рассчитанных на долгосрочную
перспективу. Этот кризис имеет четыре основных составляющих:
• Резкое сокращение финансирования науки по сравнению
с советским периодом. В СССР финансирование науки
составляло 2–2,5% ВВП, в сфере науки работало более
2 млн человек, а сегодня в России совокупные бюджетные
расходы на науку составляют менее 1% существенно меньшего
ВВП при сокращении численности занятых в несколько раз.
Более того, российская наука столкнулась с невозможностью
планировать исследования и разработки по программам
и проектам из-за непредсказуемого и недостаточного финансирования,
неразвитой конкурсной системы, несовершенного механизма
доведения бюджетных средств до конечного исполнителя.
• Отсутствие ясных стратегических научно-технических
ориентиров в новых реалиях – сегодня в России ведутся
работы по направлениям, которые охватывают до 52% мирового
спектра фундаментальных исследований. Научно-техническая
политика непоследовательна, является компромиссом противоборствующих
ведомств.
• Кризис воспроизводства научных кадров – средний
возраст специалиста в научно-технической отрасли приблизился
к 55 годам, продолжаются «утечка мозгов» за рубеж, уход
специалистов на более оплачиваемую работу внутри страны.
• Кризис управления наукой – разрастание количества
«заинтересованных» ведомств, между которыми нет четкого
разделения обязанностей.
«ЯБЛОКО» категорически не согласно с тем, что наука
должна сама приспосабливаться к рыночным условиям. Мы
считаем, что государство должно играть определяющую
роль в сохранении и развитии передовых направлений российской
науки. Для этого необходимо:
• создать эффективный механизм финансирования российской
науки;
• определить приоритеты государственной научно-технической
политики;
• создать систему воспроизводства научных кадров;
• создать механизм эффективного управления российской
наукой;
• приступить к реализации активной инновационной политики.
1. Создание эффективного механизма финансирования
науки предполагает:
• увеличение доли расходов федерального бюджета на
науку в соответствии с разработанным «ЯБЛОКОМ» законом
«О науке и государственной научно-технической политике»
до 4% от расходной части при одновременном росте региональной
составляющей расходов на науку (до 2–4% от расходной
части бюджетов субъектов);
• поддержку системообразующей структуры науки (РАН,
Государственных научных центров, Государственных научных
фондов и т.п.);
• четкое определение прав научных организаций на использование
в уставных целях доходов от эксплуатации закрепленного
за ними федерального имущества; обеспечение эффективного
общественного контроля за расходованием средств, выручаемых
от аренды, в интересах саморазвития организации;
• принятие регионами мер косвенной поддержки научно-технических
организаций: снижение тарифов за энергоресурсы и коммунальные
услуги для научных организаций, снижение ставок арендной
платы за пользование землей и зданиями;
• включение расходов предприятий на науку в состав затрат
в целях привлечения в науку внебюджетных средств;
• увеличение доли конкурсного финансирования фундаментальных
исследований через государственные научные фонды и программы
до 15–20% от расходной части федерального научного бюджета;
• увеличение финансирования фундаментальных исследований
и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых
в форме государственных программ;
• реорганизацию части отраслевых научно-исследовательских
и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитыми
финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой
структурами; санацию и закрытие неэффективных организаций;
• поддержку функционирования научной инфраструктуры;
• предоставление отсрочек по уплате налогов в случае
задержки оплаты выполненного заказа;
• разрешение финансирования новых разработок и развития
производства за счет части дохода, освобожденной от
налогообложения.
2. Определение приоритетов государственной научной
политики предполагает:
• создание государственного прогностического научного
центра для определения приоритетов развития российской
науки;
• оптимизацию и сокращение числа научно-стратегических
ориентиров;
• совершенствование практики селективной конкурсной
поддержки науки и технологий в форме долгосрочных целевых
программ;
• увеличение числа грантов и их размера;
• обеспечение открытости в деятельности государственных
научных фондов: любой заявитель должен иметь право ознакомиться
с рецензиями на конкурсный проект, на основании которых
фонд выносил по нему решение;
• разработку рамочной региональной программы развития
науки.
3. Преодоление кризиса воспроизводства научных
кадров предполагает:
• переход на контрактную систему найма с заключением
временного договора-контракта с научным работником на
период выполнения им конкретного задания или на все
время работы в данной организации. Контракт позволит
устанавливать особые условия оплаты труда для наиболее
активных ученых и специалистов высшей научной квалификации,
для творческой элиты; предоставление повышающих коэффициентов
ЕТС (более 10) для лиц младше 30 лет;
• создание системы специальных молодежных грантов и
стипендий талантливым молодым ученым и студентам;
• выплату повышенной стипендии талантливым российским
ученым, работающим по специальности, за счет средств
специально созданного бюджетного фонда; компенсацию
для них расходов на приобретение жилья;
• реализацию программы интеграции науки и высшей школы,
в рамках которой студенты будут вовлекаться в процесс
современного научного исследования в сотрудничестве
с Академией наук.
4. Преодоление кризиса управления российской наукой
предполагает:
• преобразование РАН в некоммерческую организацию
– ассоциацию (наделение РАН статусом ассоциации снимает
проблему субъекта права собственности на имущество самой
Академии и входящих в нее организаций);
• стимулирование преобразования заинтересованных научно-технических
организаций из государственных учреждений в автономные
некоммерческие организации, для чего необходимо изменить
формулировку закона «О некоммерческих организациях»,
предусматривающую такое преобразование лишь через ликвидацию;
• создание координационных межведомственных региональных
советов (для учета интересов регионов) и наблюдательных
советов (для учета общественного мнения) с совещательными
полномочиями;
• создание в уставах научных организаций ученых (научных,
технических, научно-технических) советов как одного
из органов управления; разработку «Типового положения
об ученых советах», которое наделило бы их полномочиями
решать финансовые, кадровые и другие важные вопросы.
5. Проведение активной инновационной политики предполагает:
• поддержку малого предпринимательства в инновационно-научной
сфере, создание системы предоставления кредитов организациям
малого научного бизнеса;
• создание технопарков – научно-инновационных центров
на базе государственных НИИ для интеграции науки и малого
предпринимательства; предоставление таким организациям
льгот по уплате налогов, таможенных сборов, иных платежей,
освобождение их от платы за пользование государственным
или муниципальным имуществом;
• переход от финансирования научных организаций к финансированию
конкретных НИОКР, а затем от финансирования НИОКР –
к их поддержке, отбирая наиболее перспективные для российской
экономики проекты;
• развитие венчурного инвестирования в научно-технической
сфере;
• развитие страхования инновационных рисков;
• принятие законов, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной
собственности, внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые
акты, регламентирующие выявление нарушений прав авторов
объектов интеллектуальной собственности, а также принятие
законов в сфере экспорта интеллектуальной собственности;
• субсидирование государством импорта новых технологий;
• выделение льготных кредитов для развития эксперементального
производства в приоритетных направлениях НИОКР;
• разработку системы государственных гарантий крупным
высокоэффективным инвестиционным проектам в наукоемких
отраслях;
• разрешение отсрочки выплаты налогов и процентов по
кредиту на период после внедрения инноваций;
• активизацию деятельности государства по продаже лицензий
на результаты творчества изобретателей и патентование
продуктов их деятельности за рубежом;
• поощрение развития в России офшорного программирования
(выполнение заказов по разработке программного обеспечения
для зарубежных компаний российскими программистами);
• стимулирование заключения отечественными компаниями-разработчиками
лицензионных соглашений с зарубежными компаниями на
реализацию программного обеспечения (готового продукта)
с выплатой роялти;
• поддержку тесных контактов с российской научной диаспорой
– долговременные совместные исследования за рубежом,
проведение совместных семинаров и летних школ и т.д.