Успешное развитие России в XXI веке возможно только
в том случае, если она сможет найти достойный ответ
на глобальные вызовы, в первую очередь на вызов ускоряющегося
технологического развития. Его результатом становится
трансформация всех сфер жизни, ведущих к формированию
так называемого «информационного общества».
Несмотря на то что научно-техническая революция в
СССР началась одновременно с развитыми странами – в
1950-х гг., она концентрировалась преимущественно в
оборонном комплексе. Механизм трансферта новых технологий
и нововведений в гражданский сектор не был создан. Передовая
фундаментальная наука существовала в отрыве от реального
производства. Наша страна оказалась неготовой к компьютерной
революции в 1970–1980 гг. Свою роль сыграли неповоротливая
планово-распределительная система, закрытость общества,
уничтожение отечественной кибернетики в сталинский период.
С началом демократических рыночных преобразований
появилась надежда на активное участие нашей страны в
мировой информационной революции. Однако технологическое
отставание от развитых стран лишь усилилось. Наукоемкие
отрасли промышленности, оказавшись без государственной
поддержки перед лицом иностранной конкуренции, полностью
исчезли. В несколько раз сократилось число занятых в
российской науке. Лучшие российские ученые, программисты,
инженеры эмигрировали на Запад. В лучшем случае 1/5
населения может себе позволить иметь дома компьютер,
даже устаревший. Только 4–5% граждан имеют доступ в
Интернет (в развитых странах – 40–60%).
Несмотря на все это, мы считаем, что при проведении
целенаправленной государственной политики в России уже
в ближайшие десятилетия могут быть сформированы основные
параметры информационного общества и освоены конкурентные
преимущества, необходимые для выживания и развития страны
в эпоху глобализации.
Наша страна располагает ресурсами, необходимыми для
решения подобных задач. Это относительно высокий уровень
образования населения, все еще сохраняющийся высокий
технологический потенциал отдельных отраслей промышленности,
серьезные заделы в ряде направлений отечественной фундаментальной
и прикладной науки, наконец, это традиционный для России
высокий процент талантливых людей, способных к созданию
новых знаний и технологий, а также ценностей духовной
культуры.
«ЯБЛОКО» еще раз подтверждает свою принципиальную
позицию – прорыв в информационную эпоху может быть осуществлен
только в условиях устойчивого демократического порядка
и открытого общества, исключающих любые попытки ограничить
свободное распространение информации и знаний.
Три направления интеллектуальной деятельности – образование,
наука и создание высоких технологий – должны быть официально
признаны важнейшими стратегическими ресурсами развития
России.
Первоочередной задачей для нас является возрождение
российской науки и преодоление технологического отставания
России. Необходимы резкое улучшение финансирования науки,
разработка ключевых государственных приоритетов, пересмотр
системы управления науки, преодоление кризиса кадров
и привлечение молодежи в науку, обеспечение связи науки
с производством. Мы выступаем за активную государственную
поддержку высокотехнологичных отраслей промышленности:
аэрокосмической, отдельных сегментов машиностроения
и ВПК, создание новых конструкционных материалов. В
то же время задача создания инфраструктуры информационного
общества требует опережающего развития микроэлектроники,
компьютерной и телекоммуникационной отраслей. Именно
эти отрасли, развивающиеся параллельно с проведением
политики массовой компьютеризации, удешевления связи,
могут составить основу информационной индустрии, способной
стать главным фактором роста и конкурентоспособности
российской экономики в будущем.
Государственная стратегия в области развития образования
должна быть нацелена на формирование в будущем экономики
знаний. Рассматривая образование как важнейший стратегический
ресурс России, «ЯБЛОКО» выступает за пересмотр государственной
политики в этой сфере. Помимо безусловного обеспечения
всеобщей доступности и равных возможностей для получения
качественного образования необходимо активное внедрение
инноваций и высоких технологий в образовательный процесс.
Во всем мире бурно развивается так называемое «электронное
правительство», обеспечивающее открытость и подотчетность
государства гражданам.
Особое внимание следует уделить защите интеллектуальной
собственности. До тех пор, пока автор идеи и разработчик
технологии, изобретатель и рационализатор не участвуют
в прибылях производителя соразмерно их интеллектуальному
вкладу, возрождение российской науки и формирование
современного технологического уклада будут оставаться
пустыми мечтами.
Предметом особой заботы государства должна являться
проблема воспроизводства интеллектуального потенциала
нации, основные механизмы которого были разрушены в
ходе непродуманных радикальных реформ. Только обеспечение
самореализации и профессионального роста для молодежи
заложит фундамент информационного общества в России.