Для обеспечения радиационной и атомной безопасности
необходимы как меры по ликвидации уже осуществленной
деятельности – снижение аварийности на предприятиях
ядерного топливного цикла (ЯТЦ), решение проблемы утилизации
отечественных радиоактивных отходов (РАО), внедрение
новых современных технологий и стандартов безопасности,
так и меры по предотвращению новых рисков, связанных
в первую очередь с ввозом отработавшего ядерного топлива
(ОЯТ) из-за рубежа, функционированием ядерных установок
в крупных городах и проблемой учета, контроля и обеспечения
физической защиты ядерных материалов в России.
Выбросы, связанные с работой предприятий ЯТЦ, представляют
собой наиболее крупный источник радиоактивного загрязнения
территории РФ. В прошлом и в настоящем времени нарушение
технологии обращения с радиоактивными отходами радиохимических
производств приводит к значительным выбросам в окружающую
среду. Улавливание ряда радионуклидов не производится.
Начиная с 1949 г. на предприятиях ЯТЦ в целом произошло
более 250 аварий, что доказывает их высокую опасность.
Продолжающиеся инциденты на предприятиях ЯТЦ, сопровождающиеся,
как правило, выбросами радиоактивных веществ в окружающую
среду, происходят из-за грубых нарушений технологии
и технологических регламентов, недостаточной профессиональной
подготовки и низкой технологической дисциплины отдельных
специалистов и операторов, недостаточности технологических
и неэффективности организационных мер по обеспечению
безопасного ведения технологических процессов, неудовлетворительного
технического состояния оборудования и систем объектов
предприятий ЯТЦ России; внесения в технологии и аппаратурные
схемы в одностороннем порядке изменений, не согласованных
с разработчиками; наличия ошибок в проектно-конструкторской
документации. При этом атомные объекты и инциденты на
них остаются избыточно засекреченными от общественности
– вся атомная промышленность и сейчас имеет характер
военной.
Тяжелая экологическая ситуация в России, сложившаяся
в зоне воздействия предприятий топливного цикла, связана
в том числе и с используемой на предприятиях жидкостной
технологией в уран-плутониевом цикле и в экстрагировании
трансурановых элементов, представляющих постоянный источник
отходов, что порождает проблему водоемов-накопителей,
емкостей-хранилищ. При этом переход на принципиально
иные виды технологий не планируется, а утвержденные
программы по замене ядерно-опасного оборудования безопасным
(например, на ПО «Маяк») не выполняются. Следовательно,
будет продолжаться интенсивное загрязнение окружающей
среды.
Не решена проблема утилизации отечественных ядерных
отходов – мощностей для переработки отработавшего ядерного
топлива не хватает. В связи с недостаточным финансированием
Федеральной целевой программы «Обращение с радиоактивными
отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация
и захоронение на 1995–2005 гг.» ее выполнение на предприятиях
ЯТЦ России практически сорвано. В результате Горно-химический
комбинат (Красноярск-26), Сибирский химический комбинат
(Томск-7) не имеют лицензий Госатомнадзора России на
эксплуатацию пунктов подземного захоронения жидких радиоактивных
отходов. ПО «Маяк» не имеет лицензии на эксплуатацию
водоемов – хранилищ жидких радиоактивных отходов.
На этом фоне принятие Государственной Думой законов,
разрешающих ввоз отработавшего ядерного топлива, не
просто грозит превратить нашу страну во всемирную свалку
ядерных отходов, а резко увеличивает риск неприемлемого
ущерба (риски серьезных экологических последствий).
«ЯБЛОКО» – единственная из политических партий, выступившая
категорически и солидарно против данных законов во всех
чтениях. Остальные фракции проигнорировали мнение 90%
избирателей. Тем не менее ни в коем случае нельзя допустить,
чтобы деятельность по захоронению и переработке отходов
(в том числе радиоактивных) стала специализацией России
в международном разделении труда.
Предприятия ЯТЦ РФ не готовы к приему на переработку
и хранение большого количества зарубежного ОЯТ. Свободные
объемы для его долговременного хранения при дополнительном
ввозе из-за рубежа будут исчерпаны в течение 1–1,5 года.
Ввод новых хранилищ в ближайшее время (в течение 2–5
лет) невозможен. Отсутствует унифицированная (ввиду
различия изотопного состава, глубины выгорания и других
характеристик ОЯТ) технология, позволяющая перерабатывать
как свое, так и зарубежное ОЯТ. Поскольку возникают
сложности для выполнения программ по утилизации отечественного
ОЯТ, повышается риск возникновения аварийных ситуаций
от его накопления на площадках АЭС и в других временных
хранилищах. Широкомасштабный ввоз зарубежного ОЯТ с
использованием железнодорожного транспорта грозит привести
к аварийным ситуациям, возрастает риск проведения диверсионных
и террористических актов.
Еще одной проблемой является наличие ядерных установок
в крупных городах. Например, в настоящее время в Москве
имеется 1500 предприятий, использующих ядерные установки
и радиоактивные материалы, на 769 из которых образуются
радиоактивные отходы; в Москве и ближайшем Подмосковье
эксплуатируется более 45 ядерных исследовательских установок.
Имеющиеся программы использования установок были разработаны
ведомствами без учета необходимости финансирования мероприятий
по повышению безопасности. Большинство установок проектировалось
в 1940–1950-е гг., их проекты во многом не соответствуют
требованиям современных норм и правил по безопасности
(что подтверждалось выводами государственных комиссий).
Неблагоприятная экологическая ситуация на объектах усугублена
накапливанием отработавшего ядерного топлива, вопросы
переработки и утилизации которого Минатомом не решены.
При том, что многие установки в течение ряда лет находятся
в т.н. «горячем резерве», принятые программы по их выводу
за пределы мегаполисов не выполняются.
Угрозой для радиационной безопасности стало и появление
«черного рынка» ядерных материалов (ЯМ), что увеличивает
вероятность их хищений. Существующая исторически сложившаяся
система физической защиты основывается на обеспечении
охраны предприятий по периметру, чем обеспечивается
режим секретности. Однако при этом невозможно контролировать
ЯМ при их перемещениях внутри самих предприятий. Система
учета не обеспечивает гарантию того, что ЯМ не будут
использованы для несанкционированных целей.
В этих условиях для обеспечения радиационной безопасности
необходимо:
1. Повысить безопасность предприятий ЯТЦ:
• осуществить пооперационный анализ опасных производств
– такой анализ отсутствует в проектах, а за время функционирования
ЯТЦ практически ни на одном из них такой анализ не был
запланирован и выполнен, подобный анализ должен заменить
работу комиссий, работающих, как правило, по факту аварий,
в результате чего аварийные ситуации анализировались
недостаточно;
• разработать государственную программу использования
исследовательских ядерных установок, а также провести
оценку состояния их безопасности на соответствие требованиям
по безопасности в атомной энергетике, установить конкретные
сроки прекращения эксплуатации, а также выполнить мероприятия
по снятию с эксплуатации;
• провести систематическую работу (программу работ)
по повышению технического уровня безопасности ядерно-,
пожаро- и взрывоопасных производств;
• проводить замену оборудования в соответствии с графиком;
• создать достаточные мощности по утилизации радиоактивных
отходов всех уровней активности;
• способствовать приверженности международно-признанным
стандартам по безопасности при проектировании, строительстве,
сооружении, внедрении и эксплуатации любых радиационных
(ядерных) технологий. Не допускать или немедленно прекращать
использование таких технологий в случае отсутствия в
составе проекта специальных требований этих стандартов;
• обеспечить создание технологий промышленного снятия
с эксплуатации атомных станций, предприятий ядерно-топливного
цикла и атомных подводных лодок;
• способствовать проведению на территории РФ независимой
экспертизы местностей, где осуществлялись подземные
атомные взрывы в мирных целях;
• повысить радиационную безопасность при эксплуатации
АЭС, отказаться от строительства новых атомных станций,
использующих небезопасные технологии, ускорить вывод
из эксплуатации устаревших атомных станций.
2. Разработать новую государственную программу
по утилизации ОЯТ:
• срочно разработать концепцию по прекращению подземной
закачки жидких радиоактивных отходов на химических комбинатах
и другим вопросам обращения с РАО, а также создать систему
утверждения РАО;
• провести комплексное обследование хранилищ и могильников,
оценить состояние защитных барьеров «старых» захоронений
РАО, принять меры по проектированию и сооружению дополнительных
барьеров безопасности;
• провести экономическую оценку эффективности замкнутого
и разомкнутого топливного цикла (на сегодняшний день
отсутствует достаточное технико-экономическое обоснование
необходимости приема на переработку и хранение зарубежного
ОЯТ); оценить целесообразность продолжения переработки
ядерного топлива с точки зрения национальных интересов
России (в т.ч. с точки зрения экологической безопасности),
а также экономической целесообразности;
• приостановить деятельность предприятий ЯТЦ как минимум
до тех пор, пока не будут израсходованы имеющиеся запасы
оружейного урана и плутония. Наиболее предпочтительный
вариант – сворачивание перерабатывающих производств
и разработка технологии непосредственного захоронения
ОЯТ. Персонал перерабатывающих предприятий ЯТЦ должен
быть использован для очистки зараженных местностей,
обеспечения хранения отработавшего ядерного топлива
и захоронения радиоактивных отходов;
• создать централизованную федеральную систему управления
деятельностью специализированных предприятий по сбору,
переработке, транспортировке и захоронению радиоактивных
отходов.
3. Прекратить практику заключения с зарубежными
фирмами контрактов по обогащению, утилизации и захоронению
радиоактивных отходов на территории России, а мощности
ядерного комплекса направить на решение внутренних задач
– таких, как реабилитация загрязненных территорий.
4. Реформировать международное сотрудничество в
сфере атомной и радиационной безопасности. Международное
сотрудничество нужно рассматривать как один из важнейших
источников финансирования экологических программ. Необходимо
добиться скорейшего заключения международных соглашений
(например, таких как «Многосторонняя экологическая программа
по ядерной безопасности в РФ»), открывающих возможность
скорейшей ликвидации радиационного наследия холодной
войны, реабилитации загрязненных территорий, социальной
поддержки жертв ядерных аварий, внедрения экологически
чистых технологий в ЯТЦ и др. В целях увеличения объема
и темпа финансирования этих программ деятельность по
заключению соответствующих договоров должна быть выведена
из-под контроля Минатома и передана в ведение специальных
уполномоченных Президента РФ. Необходимо:
• законодательно закрепить, что валютные средства
от экспорта и импорта ядерных материалов расходуются
только на решение задач повышения безопасности ядерной
энергетики, обращения с радиоактивными отходами и оказания
помощи лицам, пострадавшим в результате ядерных и радиационных
катастроф;
• направлять на государственную экологическую экспертизу
договоры с иностранными государствами по совместному
использованию атомной энергии;
• принять Международную конвенцию по безопасной утилизации
РАО для стимулирования унификации законодательных и
нормативно-правовых актов в области РАО и ОЯТ;
• осуществить под эгидой МАГАТЭ разработку странами-участницами
согласованного документа «Концепция безопасного обращения
с РАО и ОЯТ»;
• способствовать совместным действиям стран, владеющих
ядерными технологиями, по разработке и промышленной
реализации технологий по демонтажу и переработке ядерных
энергетических установок и предприятий ЯТЦ, признавая,
что не все страны в состоянии осуществить создание такой
промышленности в одиночку. С этой целью организовать
под эгидой МАГАТЭ разработку проектов комбинатов по
демонтажу и промышленной переработке снимаемых с эксплуатации
ядерных установок;
• способствовать заключению под эгидой ООН Международного
договора «О полном запрещении производства плутония
в промышленных масштабах, об уничтожении его запасов
и запрете накопления долгоживущих трансурановых элементов»,
исходя из потенциальной опасности их накопления в биосфере
и наличия неопределенностей в оценке уровня опасности
и сроков причинения ущерба человеку и окружающей среде;
• способствовать международным действиям по разработке
эффективного механизма ответственности в области обращения
с РАО и ОЯТ, предусматривающего гарантии и адекватную
компенсацию ущерба в случае трансграничного радиоактивного
воздействия, выходящего за пределы государственных границ
отдельно взятой страны;
• уделить особое внимание расползанию ядерных технологий
в страны «третьего мира», стремящиеся обладать ядерным
оружием.
5. Решить проблему с ядерными установками в крупных
городах:
• вывести ядерные объекты из крупных городов; немедленно
прекратить эксплуатацию всех ядерных исследовательских
установок, не отвечающих требованиям ядерной и радиационной
безопасности;
• осуществить федеральную программу, охватывающую все
проблемы имеющегося в России комплекса исследовательских
ядерных установок, определяющую оптимальный объем исследований,
перечень выводимых из эксплуатации реакторов как в связи
со снижением объемов работ, так и в связи с необходимостью
вывода установок из эксплуатации по техническим причинам
(истечение проектного срока службы, несоответствие современным
требованиям безопасности и т.д.);
• обеспечить поддержку государственным исследовательским
центрам в вопросах снятия ядерных установок с эксплуатации
и утилизации ядерных отходов, чтобы исключить возможность
несанкционированного превращения их в радиационные свалки;
• способствовать организации и осуществлению системы
мероприятий по обеспечению радиационной безопасности
в районах размещения исследовательских реакторов;
• способствовать установлению общественного контроля
за реализацией программы по снятию с эксплуатации ядерных
установок в крупных городах и проведению независимой
(общественной) экспертизы по вопросам ядерной и радиационной
безопасности.