Нашей стратегической целью является формирование на
постсоветском пространстве интегрированного межгосударственного
союза, близкого по своим основным характеристикам Европейскому
Союзу. Ключевым звеном этого процесса должна стать экономическая
интеграция на взаимовыгодной основе. Необходимо вернуться
к идеям договора об Экономическом союзе, разработанного
под руководством Г. Явлинского, подписанного главами
республик, но впоследствии ими проигнорированного.
После распада СССР прошло более десяти лет. К сожалению,
СНГ не смогло стать механизмом реальной интеграции,
а стало скорее структурой по обеспечению «бракоразводного
процесса». Из подписанных соглашений выполняется не
более 1%. Таким образом, нет необходимости создавать
новые структуры и подписывать новые соглашения – необходимо
наполнить реальным содержанием уже существующие. Россия
должна строить эту политику максимально прагматично,
для чего:
1. Развивать разноскоростную интеграцию – отношения
разного уровня интенсивности с Белоруссией в рамках
государственного союза, странами Таможенного союза (ЕВРАЗЭС)
и остальными странами СНГ.
2. Пересмотреть ущемляющие национальные интересы
России режим двойного гражданства, безвизовый режим,
безвозмездную экономическую помощь, поставки энергоресурсов
в долг или по ценам ниже мировых, национальный режим
трудовой деятельности иностранных граждан на территории
РФ для стран, не предоставляющих России адекватной
компенсации или проводящих недружественную России политику.
3. Проводить защиту русского языка и культуры,
не допускать ущемления прав русскоязычных граждан.
В рамках СНГ сегодня наиболее перспективным является
военное сотрудничество – укрепление Договора о коллективной
безопасности 1992 года. Для наполнения положений Договора
конкретными мерами «ЯБЛОКО» предлагает:
• создать боеспособные коллективные силы и силы быстрого
развертывания для борьбы с международным терроризмом;
• разработать единую методику их обучения, порядок организационно-штабного
взаимодействия, порядок совместных действий;
• создать совместные воинские формирования на Восточноевропейском
(с Белоруссией) и Кавказском (с Арменией) направлениях.
Экономическое сотрудничество является наиболее перспективным
в рамках ЕВРАЗЭС. Чтобы подписанные документы не постигла
судьба Договора об экономическом союзе 1991 г., необходимо
принять решительные меры по созданию единой таможенной
системы без двойного налогообложения, одновременно разработав
механизм таможенного контроля за товарами третьих стран,
идущих через территорию государств – членов ЕВРАЗЭС;
обеспечению свободного перемещения товаров, сотрудничеству
в области образования, науки и культуры:
• создать Единый таможенный тариф государств–членов
ЕВРАЗЭС, обеспечить проведение единой внешнеэкономической
политики Сообщества, объединить представительство государств
– членов Сообщества в МВФ, Мировом банке, ЕБРР;
• создать фонды финансирования целевых программ стран
Сообщества;
• заключить соглашение об общей антимонопольной политике
в Сообществе;
• начать формирование единого рынка труда государств
ЕВРАЗЭС, обеспечить единое трудовое законодательство,
гармонизацию социальной защиты и страхования и т.д.;
• заключить соглашения о взаимных обязательствах в области
пенсионного обеспечения и социального страхования;
• обеспечить свободное движение капиталов и ценных бумаг
на территории ЕВРАЗЭС;
• начать формирование платежного и банковского союза.
При успешном функционировании Союза мы считаем важным
присоединение к нему и других государств СНГ.
Союз России и Белоруссии мог бы стать моделью успешного
восстановления разрушенных связей. В случае успешной
реализации модель Союза могла бы быть распространена
на другие страны СНГ. Однако этого не произошло из-за
того, что восстановление экономических связей было принесено
в жертву политическому популизму. Строительство Союза
должно начинаться с восстановления экономических связей.
«ЯБЛОКО» еще в 1997 г. предложило проект «Договора об
экономическом союзе» между нашими странами.
Проект Договора предполагает создание:
• экономических механизмов реальной интеграции: заключение
банковского и платежного союза, создание таможенного
союза (что подразумевает не просто согласование таможенных
пошлин, а введение Единого Таможенного Тарифа), единого
рынка рабочей силы, единого рынка капитала;
• действительно единого рынка рабочей силы для того,
чтобы любой гражданин России и Белоруссии мог работать,
соответственно, и в России, и в Белоруссии легально:
устраиваться на работу официально, получать зарплату,
платить налоги;
• зоны свободного предпринимательства, то есть создание
единого рынка капитала, чтобы предприниматели могли
вкладывать свои деньги беспрепятственно, и их не называли
при этом иностранцами;
• стандартов прав и свобод, которыми в равной степени
должны пользоваться граждане обоих государств.
«ЯБЛОКО» считает, что нынешнее руководство России,
к сожалению, не осознает или не хочет осознавать срочность
и важность работы по созданию союзного государства с
Белоруссией.
Развитие отношений с крупнейшей после России страной
СНГ – Украиной, с гражданами которой миллионы россиян
объединяют родственные узы, чрезвычайно важно для России.
Придать импульс нашим отношениям поможет интенсификация
экономических связей на всех уровнях, особенно с предприятиями
Восточной Украины, поддержка существующих, восстановление
и развитие новых совместных производств.
Нам представляется важным решение проблемы украинской
задолженности за поставки энергоносителей, причем это
решение не должно приниматься в ходе закулисных торгов
и не должно увязываться с поддержкой правящего режима.
Таким решением могла бы стать передача в собственность
или в долгосрочную аренду российским компаниям части
украинской собственности. Недопустимо также нарушение
соглашений о транспортировке энергоносителей по украинской
территории.