[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Благодарим за оказанную помощь в подготовке экологического раздела программы: Международный социальный экологический союз, Центр экологической политики России, Российское представительство Всемирного фонда дикой природы, Гринпис России, Союз «За химическую безопасность», Центр охраны дикой природы, Экологический центр «Дронт».

Природа – это наше общее достояние, которое сегодня бездумно растрачивается, хищнически используется. Сегодня около 14% территории России, на которых проживает около 1/3 населения страны, – экологически неблагополучные территории. Примерно на 30% высокая смертность в стране объясняется крайне неблагоприятной экологической обстановкой. Поэтому необходима разработка долгосрочной экологической политики.

Создание условий для улучшения экологической обстановки – процесс достаточно долгий и трудоемкий и требует согласованности и последовательности действий многих государственных структур и политических сил. Однако Правительство отказывается от проведения экологической политики: распущены структуры, отвечающие за контроль за состоянием окружающей среды и за деятельностью хозяйствующих субъектов, а их функции переданы Минприроды России – ведомству, являющемуся пользователем природных ресурсов.

Опасность современного экологического кризиса состоит в том, что он ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Устойчивое развитие требует расширенного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов для сохранения равенства условий и использования минерального сырья ныне живущих и будущих поколений. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих разрушение и деградацию окружающей среды.

Конституция России закладывает основы таких взаимоотношений, утверждая следующие принципы экологической политики:

• неистощительное, рациональное использование и охрана всего комплекса природных ресурсов (ст. 9);
• права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
• поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41);
• распространение достоверной экологической информации о состоянии окружающей среды (ст. 29);
• установление федеральной программы в области экологического развития и природопользования (ст. 71).

Но для того, чтобы реализовать эти стратегические принципы, России необходимо активизировать государственное регулирование охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, укрепить механизмы реализации экологической политики. Это подразумевает:

1) развитие институтов, проводящих государственную экологическую политику;

2) создание экономических и финансовых механизмов реализации экологической политики;

3) информационное обеспечение экологической политики, требующее формирования определенной экологической культуры.

Развитие институтов государственной экологической политики предполагает создание единого государственного органа, занимающегося охраной здоровья населения и окружающей среды, а также ресурсной и экологической безопасностью государства. Этот орган должен распоряжаться средствами, получаемыми от всех экологических сборов, и должен направлять их только на определенные его компетенцией цели. Он должен быть независим от крупного бизнеса и ведомств, отвечающих за использование ресурсов, и иметь контрольные, научно-исследовательские и информационные функции. При этом необходимо существенно повысить роль и значение государственной экологической экспертизы при утверждении всех программ и проектов, развивать государственную систему экологического мониторинга и состояния окружающей природной среды. Одной из важнейших его функций должно стать обеспечение приоритета вопросов охраны окружающей среды и экологической безопасности России при принятии решений в области внутренней и внешней политики.

Создание финансовых механизмов реализации экологической политики предполагает усовершенствование системы льгот, штрафных санкций и методик определения величин компенсаций за нанесенный ущерб. Сегодня штрафы не предотвращают загрязнение, их низкий размер не может компенсировать тот ущерб, который наносится природной окружающей среде и здоровью населения. Поэтому необходимо:

• обеспечить прямую зависимость размеров платы за выбросы и сбросы от объема и опасности выбрасываемых веществ;
• создать организационные условия для компенсации ущерба от экологических правонарушений и иных воздействий на окружающую среду, природные объекты и здоровье людей в натуральной форме;
• содействовать развитию и внедрению разных форм экологического страхования;
• возмещать гражданам вред, причиненный здоровью, а не только имущественный ущерб (в случае неустановления нарушителя – возмещать за счет экологического фонда).

Необходимо разработать систему экологических налогов:

• акцизы на товары повышенного уровня загрязнения;
• налоги на предприятия добывающего сектора, приводящие в своей деятельности к крупномасштабным изменениям природной среды;
• платежи за все виды загрязнения окружающей среды.

Тогда уже на стадии составления проектов экологически опасных предприятий будут закладываться средства на финансирование экологической деятельности.

Информационное обеспечение экологической политики предполагает широкое распространение в обществе полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, экологических угрозах и действиях государства. Только тогда можно защищать экологические права человека, а реализация прав и свобод граждан станет инструментом экологической политики. Для этого необходимо развивать систему экологического мониторинга, внедрять в России современную методологию оценки экологического риска и применять методику его расчета для установки новых, более жестких стандартов, предъявляемых к промышленной деятельности. Необходимо также следить за существующими в мире экологическими стандартами, привести российские стандарты качества в соответствие с европейскими, информировать общество об экологически опасной продукции. Необходима поддержка участия граждан в обсуждении и принятии решений, затрагивающих их права и свободы, представляющие угрозу для их жизни и здоровья, способных нарушить их законные интересы людей, нанести ущерб окружающей среде. Участие общественности в выработке и реализации государственной экологической политики, в том числе в форме общественного экологического контроля, повысит ответственность хозяйствующих субъектов за загрязнение окружающей среды и негативные последствия на здоровье населения, будет способствовать планированию экономических и социальных преобразований на основе долгосрочных программ и прогнозов развития.

Сложившаяся ситуация диктует новый порядок приоритетов при проведении экологической политики. Необходимо добиваться:

• обеспечения экологически безопасных условий для проживания людей;
• рационального использования и охраны природных ресурсов;
• обеспечения радиационной безопасности;
• экологизации промышленного и территориального развития;
• повышения экологической культуры общества и формирования экологического правосознания.

Стратегия интеграции на постсоветском пространстве
Оглавление
Сохранение экологии и среды обитания человека


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]