Теракты в США в сентябре 2001 г. заставляют по-новому
подойти к проблеме международной безопасности. Национальная
безопасность России в современном мире не может быть
обеспечена в отрыве от решения проблем международной
безопасности.
Необходимо помнить, что если в ходе войн прошлого
обе стороны использовали друг против друга одинаковые
методы и средства борьбы, то сегодня акцент на гуманитарном
ответе терроризму – это единственный путь к эффективной
борьбе с ним без уступок в области базовых ценностей
и прав человека. У террористов нет никаких ограничений
кроме технических, мы же ограничены в своих действиях
нашими принципами, ценностями, взглядами – всем тем,
что мы включаем в понятие прав человека. Необходимо
понимать, что главная причина терроризма – не столько
прогрессирующая бедность в некоторых регионах планеты,
сколько потеря многими людьми нравственных ориентиров,
связанная с их исключением из процессов развития современной
цивилизации.
Мы выступаем за усиление координации и сотрудничества
России с другими странами в борьбе с международным терроризмом.
Для успешного ведения этой борьбы необходимо создать
широкую международную коалицию, включающую в себя не
только все страны, страдающие от терроризма, но и те,
которые в той или иной мере используются террористами
для своих целей.
Допуская использование в борьбе с терроризмом силовые
действия, мы в то же время считаем, что корни этого
явления могут быть устранены только политическим путем.
Военного решения проблемы терроризма не существует.
Политические усилия, направленные на сокращение массовой
поддержки террористов, должны быть приоритетными по
отношению к военным действиям. Этот принцип мы считаем
равно приложимым к ситуации в Чечне в той же мере, как
и к терактам в США.
Авторитет России в современном мире достаточно высок
для того, чтобы выступать с инициативами по изменению
подходов международного сообщества к решению наиболее
болезненных проблем современности, являющихся основными
первопричинами международного терроризма. В целях искоренения
очагов международного терроризма усилия России должны
быть сосредоточены на следующих направлениях:
1. Создание и реализация Всемирной программы
базового начального бесплатного обучения для детей всего
мира. В мире достаточно денег для этого. А образование
– это сложный, но наиболее эффективный и короткий путь
к предотвращению терроризма.
2. Расширение постоянных программ продовольственной
помощи бедным странам вместо гуманитарной помощи, оказываемой
лишь в чрезвычайных ситуациях, которая приходит только
после того, как война уже началась.
3. Разработка и реализация культурно-просветительских
программ, направленных на предотвращение «конфликта
цивилизаций».
4. Усиление роли ООН, других международных организаций
в разрешении межэтнических, межнациональных и межрелигиозных
конфликтов в любой точке планеты. Ограничение возможностей
отдельных государств вмешиваться в такие конфликты либо
содействовать той или иной стороне вразрез с позициями
мирового сообщества.
5. Создание международного уголовного суда.
Создание международных арбитражных органов, уполномоченных
мировым сообществом на урегулирование подобных конфликтов.
6. Увеличение объема и улучшение качества программ
развития наиболее отсталых стран «третьего мира».
Стремясь к ослаблению напряженности на Ближнем Востоке,
являющемся крупнейшим источником не только региональной,
но и глобальной дестабилизации, России следует выступать
за:
– демилитаризацию региона;
– утверждение принципа нерушимости границ и разрешение
территориальных споров на основе международного права;
– международный контроль над ядерными программами всех
государств региона.
Как международное сообщество в целом, так и отдельные
государства должны исходить из того, что ни ислам как
религия, ни сотни миллионов мусульман, населяющих нашу
планету, не имеют ничего общего с действиями экстремистов
и террористов, руководствующихся в своей деятельности
извращенными толкованиями ислама.
Для обеспечения безопасности России необходимы следующие
меры:
1. Создание специальных профессиональных антитеррористических
подразделений и частей быстрого реагирования для
действий в ситуациях, близких к сегодняшним в Чечне
и Дагестане. Задействование для борьбы с бандитизмом
контрактников и добровольцев (включая мобилизацию резервистов
из числа местного населения), прекращение использования
для этого неопытных призывников.
2. Увеличение численности погранвойск как минимум
до 200 тыс. человек, их оснащение по последнему слову
техники, а также обустройство их инфраструктуры и жилого
фонда.
3. Обустройство границ России на Кавказе и в Средней
Азии. Важнейшим условием эффективности действий
спецслужб и других силовых структур является наличие
надежного пограничного контроля по всему периметру российских
границ. Отдельные элементы пограничного контроля должны
присутствовать на границах России со странами СНГ. Без
этого невозможно в полной мере пресечь потоки контрабанды,
наркотиков, оружия и других «товаров», наносящих ущерб
безопасности граждан и государства.
4. Разработка комплексной политики социально-экономической
поддержки республик Северного Кавказа, направленной
на создание рабочих мест, борьбу с безработицей и нищетой.
Урегулирование конфликта в Чечне возможно только политическим
путем на основе Конституции РФ и российских законов.
Необходимо вести переговоры со всеми, за исключением
преступников и террористов, то есть с наиболее авторитетными
чеченскими лидерами, в том числе законно избранными
представителями народа. Одновременно необходимы меры
по усилению безопасности российских военнослужащих и
гражданского населения (при полном материальном обеспечении
военных действий), укрепление границ с жесткой блокадой
по внутренним и внешним границам Чечни, использование
спецподразделений для уничтожения бандитов и террористов.
Для придания антитеррористической операции законного
статуса необходимо объявление чрезвычайного положения
в Чечне и прилегающих районах. Для получения поддержки
гражданского населения Чечни – строжайшее наказание
военнослужащих, замешанных в военных преступлениях.
Для недопущения нецелевого использования средств – проведение
восстановительных работ исключительно по мере стабилизации
обстановки. Наконец, необходимы внешнеполитическая и
финансовая изоляция вооруженных террористов, пресечение
источников финансирования, вооружений и пополнения живой
силой бандформирований, действующих на территории Чечни,
блокирование обслуживающих их транспортных потоков.