В современной России отсутствует какая-либо политика
по защите семьи, а защита материнства и детства весьма
слаба и недостаточна. Большие разрушения последнего
десятилетия в жизни взрослых повлекли за собой еще более
тяжелые последствия для детей. Значительная часть младенцев
рождается уже больными или предрасположенными к получению
хронических заболеваний. Только 14% выпускников школ
могут быть признаны полностью здоровыми. Приобретает
характер эпидемии детская наркомания, распространяются
венерические заболевания. Произошел драматический сдвиг
в сознании нашей молодежи: сейчас подростки вступают
в сексуальные отношения раньше, а относятся к абортам,
браку гораздо безответственнее своих сверстников в Западной
Европе и США. Если на Западе аборты составляют 10–40%
от общего уровня рождаемости, то в России число абортов
в 2 раза превышает число рождений.
В результате – катастрофическое превышение смертности
над рождаемостью, которое принимает долгосрочный характер.
В отсутствие демократических традиций и развитого
гражданского общества укрепление семейных отношений
приобретает все большее значение. Гармоничные семейные
отношения позволяют разрешить противоречия и конфликты
между поколениями.
«ЯБЛОКО» считает крайне важным формирование долгосрочной
политики в области народонаселения, стратегической целью
которой должно стать преодоление глубокого демографического
кризиса в России.
Для этого необходимы следующие меры:
1. Обеспечить жильем молодые семьи путем предоставления
льготного кредита через специально созданный фонд льготного
жилищного кредитования. Семья должна внести самостоятельно
10% суммы жилья. На 20% стоимости предоставляется государственная
ссуда на 15 лет под льготный процент (субсидирование
процентной ставки). Имея 30% стоимости квартиры, семья
обращается в фонд льготного ипотечного кредитования
и получает кредит на остальную стоимость на стандартных
рыночных условиях. Подобные кредиты предоставляются
только на покупку квартиры по социальной норме жилплощади.
При рождении ребенка выдается грант на погашение государственной
ссуды – в 5% стоимости жилья, при рождении второго ребенка
– еще 5%, третьего – 10%. Таким образом, с рождением
третьего ребенка 20-процентная государственная ссуда
списывается полностью.
2. Оказать финансовую поддержку семье путем:
• повышения налоговых вычетов на детей из базы подоходного
налога до величины прожиточного минимума;
• повышения в 5 раз единовременных пособий по рождению
детей;
• устранения искусственных административных барьеров
в процедуре выдачи детских пособий и их повышения до
величины прожиточного минимума ребенка данной возрастной
категории в данном регионе;
3. Активизировать государственную демографическую
политику, для чего необходимы:
• законодательная защита трудовых прав беременных
женщин (нельзя допускать исключение отпуска по рождению
ребенка из трудового стажа, увольнений, необходимо также
бороться с отказами в приеме на работу по причине беременности);
• создание кризисных служб помощи несовершеннолетним
беременным и матерям, профилактика социального сиротства;
• развитие системы гарантированной защиты здоровья матери
и ребенка и лечения бесплодия;
• распространение информации (брошюры, передачи по радио
и телевидению) о различных методах контрацепции, доступных
людям с любым уровнем доходов, распространение информации
о вреде абортов.
4. Сформировать основы ювенальной юстиции и правовой
защиты несовершеннолетних, для чего необходимы:
• воссоздание в России ювенальных судов, предусмотрев
для этого, прежде всего, комплекс образовательных программ,
направленных на повышение квалификации и специализации
ныне действующих судей, рассматривающих дела с участием
несовершеннолетних;
• придание деятельности таких судов не карательного,
а реабилитационного характера при рассмотрении дел несовершеннолетних
с применением профилактических и развивающих мер;
• разработка и внедрение в практику новых социальных
профессий для работы с детьми: уличные социальные работники,
социальные работники для работы в семьях, социальные
работники в ювенальных судах (при ювенальных судьях),
социальные работники реабилитационных программ;
• принятие Федерального закона «О федеральном уполномоченном
по правам ребенка и общественном наблюдении за соблюдением
прав детей», без которого наша страна не сможет реализовать
на практике принципы Конвенции о правах ребенка;
• законодательное обеспечение и создание служб Региональных
уполномоченных по правам ребенка, а также института
региональных общественных наблюдателей за соблюдением
прав детей.
5. Усилить защиту детей-инвалидов. Средства,
выделяемые государством для развития и образования ребенка-инвалида,
должны не распределяться через длинные цепочки чиновников,
а быть «привязаны» к семье этого ребенка, и именно семья
должна быть распорядителем этих средств. Необходимо
создать специальные «ваучеры», которые можно израсходовать
только на образование и реабилитацию ребенка, направив
их в выбранную организацию или конкретному специалисту
для работы с ребенком. В такой ситуации, оказавшись
в конкурентных условиях, начнет положительно развиваться
и государственная реабилитационная система.
6. Совершенствовать нормативно-правовые основы
защиты прав ребенка и семьи, для чего необходимы:
• устранение межведомственной разобщенности в поддержке
семьи и детства;
• изменение критериев финансирования и оценки деятельности
детских учреждений и органов управления – не по количеству
«обслуженных» детей и наполняемости учреждений, а по
эффективности помощи конкретному ребенку и его семье;
• обеспечение приоритетности семейного устройства детей-сирот
и детей, лишенных родительского попечения, при минимизации
интернатной системы содержания таких детей;
• законодательное и организационное обеспечение развития
институтов попечительских советов при всех детских учреждениях,
передача интернатов для детей-инвалидов в ведение системы
здравоохранения.
7. Активизировать усилия государства по профилактике
беспризорности:
• усилить контроль при выдаче детских пособий в неблагополучных
семьях, предусмотреть возможность зачисления детских
пособий органам, занимающихся питанием и досугом детей
из неблагополучных семей;
• оказать помощь беднейшим семьям в воспитании и содержании
детей: строительство и бесплатную сдачу в наем муниципального
«социального» жилья, обеспечение бесплатности яслей;
компенсацию беднейшим семьям расходов на услуги социальных
работников, детских садов, питания в школах;
• ввести специальные повышенные государственные пособия
семьям, воспитывающим детей, страдающих хроническими
заболеваниями, и детей-инвалидов, введение компенсации
расходов на услуги социальных работников, семьям с одним
родителем;
• расширить практику опекунства и облегчить порядок
лишения родительских прав родителей, злостно игнорирующих
воспитание детей, сократить до двух месяцев срок, когда
ребенок, родители которого не обнаружены органами внутренних
дел, может быть передан под опеку, усилить государственную
защиту и поддержку прав опекуна;
• предусмотреть ответственность родителей и директоров
школ за уход детей из школ;
• внести изменения в Семейный кодекс, касающиеся повышения
ответственности родителей за своих детей.
8. Проводить решительную борьбу с беспризорностью,
для чего необходимо:
• создать в рамках системы МВД центры временного пребывания
беспризорных детей, куда дети могли бы обращаться самостоятельно
или доставлялись работниками органов милиции для установления
личности, регистрации, получения питания и ночлега,
определения дальнейшей судьбы;
• поощрять деятельность благотворительных и религиозных
организаций, занимающихся поддержкой и воспитанием беспризорных
детей;
• законодательно предусмотреть практику временного помещения
беспризорных детей в изъявившие такое желание семьи
с компенсацией им расходов по содержанию ребенка;
• интенсифицировать международное сотрудничество в области
борьбы с беспризорностью: разработать совместно с Советом
Европы (Фондом социального развития) программу помощи
российским беспризорным детям.
9. Улучшить положение детей, находящихся в интернатах:
• упростить процедуру усыновления беспризорных детей
и сирот при усилении контроля государства над условиями
их проживания и возможностью аннулирования такого решения
через суд;
• создать при каждом интернате попечительские советы,
состоящие из представителей государства, благотворителей
и шефствующих организаций, увеличить бюджетное финансирование
интернатов при усилении контроля над расходованием ими
средств (все внебюджетное финансирование интернатов
должно поступать на их счета в казначействе);
• ратифицировать Гаагскую Конвенцию о защите детей и
сотрудничестве в отношении иностранного усыновления,
внести изменения в Семейный кодекс и предусмотреть введение
института аккредитации на территории РФ организаций,
представляющих международных усыновителей, при соответствующей
проверке таких организаций.
10. Способствовать развитию малокомплектных детских
садов. Установить минимальные ставки арендных платежей
для таких заведений. Создать нормативно-правовую базу,
систему лицензирования и санитарного контроля. В них
будут маленькие группы, больше возможностей контроля
со стороны родителей и более индивидуальный подход к
каждому.
11. Создать в регионах государственно-общественные
Советы по проблемам детства и семьи, организующие
реализацию комплексных региональных программ по разрешению
наиболее острых детских и семейных проблем, специфических
для каждого региона. Совет должен являться основным
руководящим, координирующим и распорядительным органом
в отношении региональных программ, определяющим задачи,
этапы и пути их реализации, контролирующим их нормативно-правовое
и организационно-финансовое обеспечение.