[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Модернизация ЖКХ
в интересах граждан

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Необходимость жилищно-коммунальной реформы не вызывает сомнений. Жилищный фонд и коммунальные сети страны находятся в удручающем состоянии. Угрожающе растет аварийность в секторе. В отдельных регионах ситуация в жилищно-коммунальном комплексе обострена до предела, и кризис Приморья может повториться в других частях страны. Задолженность предприятий ЖКХ перед поставщиками ресурсов и долги потребителей перед коммунальными предприятиями достигли огромных размеров. Значительная часть ответственности за кризис неплатежей лежит на государстве, которое, с одной стороны, не оплачивает долги бюджетных учреждений (воинских частей, вузов и т.д.), а с другой – регулярно урезает доходы муниципальных бюджетов – основного донора ЖКХ.

Неэффективность коммунального сектора объясняется сохранением таких пережитков административно-командной системы, как монополизм, отсутствие системы учета реальной себестоимости коммунальных услуг, затратный принцип ценообразования в отрасли, приводящий к раздуванию издержек, недостаток общественного контроля над тарифами монополистов. Все это приводит к тому, что в ценообразовании на жилищно-коммунальные услуги по-прежнему действуют не рыночные механизмы, а принципы административного регулирования.

Реформа ЖКХ взяла крайне неудачный старт. Главная причина этого – несостоятельность Концепции реформы, которая была оформлена указом Президента в 1997 г., а затем легла в основу «Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса РФ», утвержденной Правительством в ноябре 2001 г.

Данная программа носит откровенно фискальный характер. Наиболее четко и ясно в ней прописаны только сроки повышения тарифов для населения до 100% стоимости. На вопрос же о том, когда и как повысится качество услуг, программа не отвечает. Перечень структурных преобразований, необходимых для этого, приведен в самом общем виде и не подкреплен конкретными механизмами реализации. Задания по структурным реформам сформулированы в общей форме, без контрольных цифр и конкретных планов их выполнения. Особую тревогу вызывает требование программы в скорейшие сроки включить в тарифы за коммунальные услуги отчисления на капитальный ремонт, средства на субсидии малоимущим, а также расходы на дотирование бюджетной сферы. Это приведет к значительному росту цен на коммунальные услуги. Таким образом, к началу 2004 г. граждане будут оплачивать 100-процентные тарифы, которые по сравнению с нынешними могут вырасти в несколько раз.

На сегодня практически единственный результат «реформ», очевидный для потребителя, – это простое повышение стоимости коммунальных услуг без улучшения их качества и решения острейших проблем коммунальной отрасли. Произошедший в ряде регионов рост уровня оплаты услуг до 80% не принес ничего, кроме обострения социальной напряженности и продолжения роста неплатежей. Вполне естественно, что значительная часть населения отвергает такую «реформу». В случае увеличения разрыва между ценами коммунальных услуг и реальной платежеспособностью граждан объем неплатежей в отрасли может достигнуть такой степени, после которой по стране прокатится волна коммунальных катастроф.

Для проведения реформы ЖКХ не в узковедомственных, а в общенациональных интересах необходим учет мнения большинства населения страны. Поэтому необходимо привлечение к разработке и проведению реформы всех заинтересованных сторон – представителей товариществ собственников жилья и потребительских союзов, других общественных организаций, представителей местных и региональных органов власти, работников коммунальных служб.

Комплексная модернизация ЖКХ должна быть основана на следующих принципах:

• приоритете структурных изменений над фискальными целями государства как главного условия успеха реформ;
• равномерном распределении бремени реформы между предприятиями ЖКХ, населением и бюджетами всех уровней;
• защите прав и интересов граждан при проведении реформы ЖКХ;
• ограничении роста тарифов, повышении прозрачности их формирования;
• развитии конкуренции в деятельности коммунальных служб;
• недопущении приватизации предприятий ЖКХ до их демонополизации;
• обеспечении особых условий проведения реформы для регионов Крайнего Севера;
• недопустимости форсированной коммерциализации сфер ЖКХ, являющихся предприятиями общественного сектора, которые должны находиться под публичным контролем.

Кроме того, ЖКХ, наряду с образованием и здравоохранением, является частью социальной сферы, что делает неприемлемой его форсированную коммерциализацию, стремление предприятий ЖКХ к получению прибыли может привести к резкому ухудшению положения населения.

Модернизация ЖКХ, проводимая в общенациональных интересах, подразумевает:

1. Создание четкой и непротиворечивой нормативно-правовой базы, гарантирующей в полном объеме права граждан в жилищно-коммунальной сфере, для чего необходимо свести в единую непротиворечивую систему все права граждан в жилищно-коммунальной сфере, приняв новый Жилищный кодекс и закон «Об обеспечении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», установить таким образом договорные отношения между потребителями и производителями коммунальных услуг, в т.ч.:

• закрепить четкое описание и перечень бюджетных услуг, разделив их по категориям и установив для каждой категории отдельную норму оплаты потребителем, для чего принять постановление Правительства РФ о правилах предоставления жилищно-коммунальных услуг и нормативах их качества;
• повысить ответственность коммунальных служб за качество предоставляемых услуг;
• обязать регулирующий орган проводить учет фактически предоставленных услуг и производить пересчет платы при поставке услуг меньшего объема и худшего качества, чем предусмотрено нормативами; при этом потребители услуг имеют право на пропорциональное уменьшение оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг и возмещение материального ущерба и морального вреда;
• разработать страховой механизм целевого накопления средств на капитальный ремонт и возмещение потерь в результате аварий и связанных с ними нарушений прав потребителей.

2. Создание системы учета реальной стоимости коммунальных услуг, без которой бессмысленны разговоры о том, что граждане «недоплачивают» за коммунальные услуги (при том, что они полностью платят налоги в бюджеты, ответственные сегодня за ЖКХ), для чего необходимо:

• создать систему стимулов, поощряющую установку счетчиков гражданами (на эти цели может идти часть дотаций, направляемых на личные счета граждан), снижать на 3 года тарифы на коммунальные услуги для граждан, самостоятельно установивших счетчики (каждого вида коммунальных услуг отдельно);
• устанавливать малоимущим счетчики за счет бюджетных средств;
• ввести обязательность поквартирной установки счетчиков в новых домах;
• установить счетчики во всех без исключения бюджетных учреждениях;
• проводить в обязательном порядке тендер на производство счетчиков российскими предприятиями;
• разработать и осуществить программу создания в каждом муниципальном образовании автоматизированной системы реального учета поступления услуг, фиксирующей их объемы и непрерывность, качество воды, температуру горячей воды и отопления, стабильность напряжения электрического тока;
• не допустить включения в ставки и тарифы оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) косвенных затрат, не отражающих фактический объем потребления ресурсов непосредственно плательщиками, в т.ч. затрат на возмещение убытков, создаваемых неплательщиками, отчислений в межрегиональные фонды, компенсаций за отменяемые налоговые льготы;
• отказаться от закладывания в тарифы задолженности неплательщиков (это вопрос работы предприятий), затрат на капитальный ремонт (он должен осуществляться за счет бюджетов); установить верхний предел расходов на управление;
• осуществить перевод на электронные носители документооборота в жилищно-коммунальных службах, а также в системе оплаты коммунальных услуг.

3. Решение проблемы задолженности в сфере ЖКХ. Это как минимум 5 видов долгов — долги по капитальному ремонту, прямые долги государства и бюджетных учреждений, задолженность по льготам, долги населения и убытки ЖКХ от занижения тарифов. За большую часть видов долгов и объема задолженности ответственность несет государство. Для решения этой проблемы необходимы:

• погашение государством всех своих долгов и гарантии бесперебойных платежей в будущем;
• реструктуризация долгов ЖКХ перед РАО «ЕЭС» и другими естественными монополиями, которую необходимо провести только в соответствии с их реальными затратами, выявленными в результате аудита за все годы задолженности.

4. Демонополизацию ЖКХ и развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Самоустранение государства из процесса демонополизации, предусмотренное правительственной программой, делает население беззащитным перед диктатом монополистов. Процесс демонополизации должно инициировать государство, которое вместе с муниципалитетами является крупнейшим потребителем коммунальных услуг. Для этого необходимы:

• разработка механизма государственного и муниципального заказа на жилищно-коммунальные услуги, размещаемого на конкурсной основе;
• введение обязательного проведения конкурсов на занятие руководящих постов в компаниях, управляющих жилым фондом, а также на предприятиях-монополистах, в которых контрольный пакет акций и основные фонды находятся в государственной и муниципальной собственности;
• разработка закона о концессии коммунальной службы и вместо приватизации заключение на конкурсной основе договоры концессии с инвесторами в предприятиях ЖКХ;
• обязательное размещение организациями, управляющими жилым фондом, а также предприятиями-монополистами, в которых контрольный пакет акций и основные фонды находятся в государственной и муниципальной собственности, на конкурсной основе подрядов для обслуживающих предприятий;
• демонополизация в административном порядке управляющих компаний — на территории одного района могут работать две и более таких компаний, конкурирующих за потребителя за счет повышения привлекательности предлагаемого пакета услуг;
• разделение в жилищных службах функции заказчика и подрядчика путем выделения из жилищных трестов производственной части и преобразования их в ОАО со 100-процентным муниципальным капиталом (это изменит структуру отчетности предприятий, позволит им ориентироваться на прибыль);
• сохранение налоговой льготы по НДС при условии ее равного применения ко всем производителям жилищно-коммунальных услуг (сейчас эта и другие льготы распространяются и на все платежи граждан);
• завершение в городах создания единых теплосетей (через выделение субсидии из региональных бюджетов с компенсацией из федерального бюджета) и впоследствии проведение теплоснабжения исключительно на конкурсной основе (через конкуренцию расположенных в городе ТЭЦ, муниципальных и ведомственных котельных);
• внесение в Налоговый кодекс изменений, предусматривающих полное освобождение на 3 года от налогов частных предприятий, не являющихся монополистами и занимающихся исключительно эксплуатацией и ремонтом жилого фонда и обслуживанием муниципальных инженерных коммуникаций, с последующим переходом к льготному режиму налогообложения этих предприятий в течение 5 лет.

5. Создание механизма общественного контроля над естественными монополиями в сфере ЖКХ. В целях обеспечения прозрачности и сдерживания роста тарифов на энергоресурсы и услуги жилищно-коммунальных предприятий необходимо:

• установить государственный и муниципальный контроль за тарифами на коммунальные услуги, ввести обязательный ежегодный аудит предприятий-монополистов, поставляющих все виды жилищных и коммунальных услуг, который должен осуществляться независимыми аудиторскими компаниями, для чего принять изменения и дополнения в федеральный закон «О естественных монополиях» и рамочный федеральный закон «Об обязательном аудите естественных монополий в жилищно-коммунальной сфере», что позволит оценить обоснованность тарифов и выявить возможные резервы снижения себестоимости;
• ввести обязательность публикации результатов проверок предприятий ЖКХ в открытой печати вместе с развернутыми калькуляциями фактических затрат на оказанные услуги в сопоставлении с плановыми, которые должны также учитываться региональными энергетическими комиссиями;
• создать при органах местного самоуправления муниципальные комиссии по контролю за тарифами на коммунальные услуги, законодательно закрепив участие в их работе депутатов местных представительных органов власти, представителей общественных объединений и организаций, защищающих права потребителей в жилищной сфере;
• объявить мораторий на приватизацию монополий в коммунальной сфере до их демонополизации (реализация этой части программы Правительства способна лишь создать новых, коммунальных олигархов).

6. Стимулирование создания коллективных форм управления жилищным фондом, коллективных потребителей коммунальных услуг, для чего:

• внести в закон о ТСЖ поправки, гарантирующие демократическую процедуру принятия решений в ТСЖ, учитывающую волю каждого индивидуального собственника;
• обеспечить прозрачность и контроль над доходами и расходами ТСЖ, регулярную отчетность правления ТСЖ о проделанной работе;
• запретить практику создания ТСЖ более чем в одном многоквартирном доме, ведущую к профанации их деятельности и дискредитации идеи совместного домовладения;
• передать в собственность владельцев кондоминиума нежилые помещения и придомовые территории на базе разработанного типового договора, содействовать ТСЖ в привлечении предприятий по эксплуатации и обслуживанию жилья, в предоставлении им необходимого оборудования;
• упростить процедуры формирования кондоминиумов и регистрации ТСЖ, упростить порядок регистрации кондоминиумов и иных форм коллективного домовладения, а также процедуры регистрации собственности на жилье;
• обеспечить равные условия оплаты коммунальных услуг для проживающих в домах и в квартирах любых форм собственности (при этом налогообложение любых объединений жильцов не может осуществляться на тех же принципах, что налогообложение коммерческих структур);
• ликвидировать все виды дискриминации по отношению к коллективным потребителям, а также создать систему стимулов, побуждающих жителей к объединению путем введения понижающего коэффициента при установлении тарифов для любых форм коллективного домовладения по сравнению с индивидуальным, например существенно снижать на 3 года для граждан – собственников и нанимателей жилья, организованных в ТСЖ, ЖСК, МЖК и иные объединения собственников и нанимателей жилья и потребителей коммунальных услуг;
• развивать наряду с ТСЖ и ЖСК потребительские жилищные кооперативы (ПЖК), в рамках которых владельцы квартир могут объединяться со съемщиками муниципального жилья и объединяющие граждан по принципу не владения, а общего пользования коммунальными услугами;
• установить порядок, согласно которому дотации и адресные субсидии на эксплуатацию жилья, текущий и капитальный ремонт направляются непосредственно на счета ТСЖ, ЖСК, МЖК и иных объединений собственников и нанимателей жилья и потребителей коммунальных услуг при наличии договоров, заключенных ими с подрядными организациями.

7. Переход к системе адресной социальной защиты населения, для чего необходимо:

• отменить постановления и программы Правительства об ускоренных темпах перехода к 100-процентной оплате коммунальных услуг населением;
• утвердить постановлением Правительства дифференцированные региональные стандарты дотирования ЖКХ за счет средств федерального бюджета (методику их расчета) с учетом экономических, инфраструктурных и климатических условий региона, увязав с этими нормативами задания регионам по структурным реформам, при этом необходимо установить особый график проведения реформ в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока;
• заменить льготы на оплату коммунальных услуг денежными компенсациями, замену льгот компенсациями проводить только после очередного повышения пенсий, зарплат бюджетников, денежного довольствия и т.д.;
• упростить порядок получения субсидий для малоимущих; законодательно установить содержание и количество справок о доходах граждан в целях получения жилищной субсидии; при получении субсидии законодательно обеспечить соблюдение принципа «одного окна» для недопущения бюрократической волокиты;
• с целью начисления субсидии необходимо дифференцировать максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг в зависимости от уровня дохода, установив для малоимущих эту норму в 5% дохода;
• повсеместно ввести оплату ЖКУ в размере 100-процентной стоимости на площадь, превышающую социальную норму общей площади, в технически оснащенном жилищном фонде с низкой степенью износа;
• поставить под особый федеральный контроль комплексную модернизацию ЖКХ в регионах с длительным отопительным сезоном, установив для регионов Севера более длительные сроки реформы;
• установить компенсационный стандарт малоимущим на уровне не более 15% средств семейного бюджета, идущих на оплату жилищно-коммунальных услуг.
• ужесточить ответственность за несвоевременную выплату адресных субсидий малоимущим, в том числе на счета ТСЖ, ЖСК, МЖК и иных объединений собственников жилья и потребителей коммунальных услуг.

Активная жилищная политика
Оглавление
Защита семьи, материнства и детства


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]