Советская экономика отличалась крайне высокой степенью
монополизации. Правительства правых радикалов в 1990-е
гг. не только не проводили демонополизацию экономики,
но и способствовали своими решениями усилению монополизма.
Разрыв хозяйственных связей между регионами привел к
появлению многочисленных локальных монополий. Грабительская
приватизация привела к появлению олигархов, – крупнейший
монополистический бизнес стал активно влиять на процесс
принятия государственных решений и пресекать любые попытки
пересмотреть их монопольное положение.
Демонополизация является комплексной народнохозяйственной
задачей и должна включать согласованные действия в области
приватизации и деприватизации, реформы естественных
монополий и взвешенной внешнеэкономической политики.
Но необходимо резко активизировать и самостоятельную
антимонопольную политику, состоящую в применении определенных
административных мер.
Для активизации антимонопольной политики мы предлагаем:
1. Повысить статус Министерства по антимонопольной
политике, придать ему дополнительные контрольные
функции, а также наделить его следственными полномочиями,
что является общепринятым для антимонопольных органов
в развитых странах. Обеспечить взаимодействие и обмен
информацией МАП с Министерством по налогам и сборам,
в том числе взаимодействие региональных органов этих
министерств.
2. Разработать комплекс мер, применяемых к монополистам
(сейчас государство, по сути, в состоянии только «назвать»
предприятие монополистом, но не применить к нему какие-либо
санкции). Они должны включать:
• ответственность за сговор на рынке – за установление
цен и раздел рынка (территориальный, по объему продаж,
по категориям продавцов и покупателей);
• ограничение определенных видов деятельности предприятия
– таких, как создание препятствий для выхода на рынок
новых участников, установление в хозяйственных договорах
исключительных условий (завышение цены для одних и занижение
для других продавцов или покупателей), недобросовестная
конкуренция (распространение ложных сведений о конкурентах,
обман покупателей, самовольное использование товарных
знаков других фирм, нарушение коммерческой тайны);
• изменение необоснованно завышенной цены продукции
монополиста;
• разделение одного предприятия на несколько (в т.ч.
нельзя допускать, чтобы предварительное согласие антимонопольных
органов на создание, слияние и ликвидацию предприятий
давалось автоматически. Этот инструмент должен стать
важным элементом политики создания конкурентной среды).
3. Ввести открытый реестр монополистов, отдельно
выделив реестры локальных монополистов в каждом регионе.
Ведение реестра монополистов должно означать повышенное
«внимание» со стороны государства за основными аспектами
их деятельности (ценообразование, инвестиции и финансовая
политика, реорганизация и хозяйственные связи и др.).
Занесение в список монополистов должно повлечь для предприятия
процедуры, связанные с контролем над издержками и рентабельностью.
4. Переформулировать критерии отнесения предприятий
к категории монополистов – перейти от критерия доминирования
на товарных рынках к множественным критериям завышения
цен, дискриминации покупателей и т.д.
5. Четко определить процедуру отнесения к категории
монополистов торгово-посреднических организаций
(торговая наценка, дискриминация и т.д.), которые часто
являются большими монополистами, чем производственные
компании.
6. Не допускать необоснованных слияний и поглощений,
используя общепринятые индексы монополизации и концентрации
в отрасли.
7. Задействовать возможности внешнеэкономического
регулирования. Открытие внешних рынков и гибкое
маневрирование таможенным режимом могут стать серьезным
инструментом демонополизации и стимулом для конкуренции
на внутреннем рынке.
8. Развивать и поощрять такие формы борьбы с монополиями,
как судебные иски граждан.