Одной из неотъемлемых задач государства является поощрение
конкуренции. Для этого в том числе необходимо ввести
важнейший инструмент государственного регулирования
– Федеральную контрактную систему. Механизм создания
конкурентного рынка госзакупок был предложен командой
Г.А. Явлинского еще в программе «500 дней». Механизм
этот позволил бы предприятиям, особенно оборонного комплекса,
адаптироваться к рынку. Однако правительством правых
радикалов этот путь был отвергнут. Они предпочли путь
механического свертывания госзаказа, неоплаты государством
своих обязательств перед поставщиками, что вызвало колоссальный
спад производства. Только с 1997 г. началось постепенное
внедрение элементов контрактной системы. Однако до сих
пор существующая правовая база, регулирующая порядок
закупок продукции для общественных нужд, остается крайне
неудовлетворительной. Для создания полноценной системы
конкурсных закупок необходимо:
1. Принять рамочные федеральные законы о муниципальных
закупках и закупках субъектов Федерации, в том числе:
• состав конкурсной комиссии утверждается представительными
органами;
• представлять интересы заказчика в конкурсной комиссии
не вправе граждане, являющиеся представителями фирм
– соискателей заказа;
• выборные должностные лица, государственные и муниципальные
служащие не вправе выступать в качестве исполнителей
государственного или муниципального заказа;
• заказчик и исполнитель несут ответственность за нарушение
договора о муниципальном заказе.
2. Разработать механизм по реализации контрактов
на закупку услуг – сейчас конкурсными закупками
охвачены только товары.
3. Четко сформулировать и сделать закрытым список
условий, при которых разрешается проводить закрытые
конкурсы или эти конкурсы не проводить.
4. Разработать отсутствующий механизм обжалования
и восстановления нарушенных прав участников конкурса.
5. Ввести четкие законодательные критерии определения
победителей торгов, заменив ими расплывчатую формулировку
закона «лучшие условия».
6. Закрепить за Минэкономразвития функции:
• разработки новых и усовершенствования текущих процедур
и способов конкурсного отбора подрядчиков;
• осуществления мониторинга конкуренции на открытом
и закрытом конкурсах (судебное признание конкурса недействительным
в случае «подстроенного» со стороны заказчика результата).
7. Закрепить за Счетной палатой РФ функции:
• внешнего аудитора конкурсов (это актуально в условиях
роста числа государственных структур, уполномоченных
осуществлять различные конкурсы);
• осуществления контроля над обоснованностью предварительного
отбора и предъявляемых организатором конкурса требований
к участникам.