«ЯБЛОКО» с самого начала своей деятельности выступало
за создание стабильной и предсказуемой налоговой системы,
за ее оптимизацию, снижение налогового бремени, упрощение
налоговой отчетности. В отличие от других политических
сил, мы предлагали налоговую программу, отличавшуюся
глубиной проработки, значительная часть которой сегодня
реализована. Это касается:
• введения единой ставки подоходного налога в 13%
и системы вычетов из его базы на образование, здравоохранение
и получение жилья;
• замены взносов в социальные фонды единым социальным
налогом с регрессивной шкалой;
• снижения налога на прибыль до 24% и либерализации
состава затрат;
• сокращения и ликвидации неэффективных оборотных налогов,
не учитывающих прибыльность;
• ликвидации значительной части неоправданных налоговых
льгот, позволявших уходить от налогов;
• повышения акцизов на предметы роскоши, сигареты, алкоголь.
Предпринятые шаги способствовали выходу части экономики
из «тени», повышению доходов бюджета. К сожалению, снижение
налогов проводилось без увязки с другими рычагами экономической
политики, без повышения эффективности госсектора. Граждане
должны ясно и четко представлять, на что идут их налоги.
Без этого можно снижать налоги и в 5, и в 10 раз – платить
их никто не будет. Поэтому до сих пор значительная часть
экономики по-прежнему находится в «тени».
Мы определяем стратегическую цель предлагаемой налоговой
политики – оптимизация и выравнивание условий налогообложения.
Результатом будут легализация теневой деятельности и
рост налоговых поступлений. Оптимальный уровень совокупных
налоговых изъятий – 33–37% валового продукта (среднее
между европейским и американским уровнем). Мы определяем
этот уровень на основе следующих противоречий:
1. Между вытеснением частных инвестиций за счет налоговых
изъятий и улучшением инвестиционного климата, которое
обеспечивается государственными расходами на социальную
и экономическую инфраструктуру, образование рабочей
силы.
2. Между недоверием российских граждан к государству,
приводящим к нежеланию платить налоги, и сильными патерналистскими
традициями в обществе, потребностью в государственной
заботе о гражданах, в решении проблем за счет государства.
3. Между неэффективным и непроизводительным расходованием
средств российским Правительством и наличием в России
объективной необходимости в повышенных государственных
расходах на защиту протяженных границ, поддержку инфраструктуры
в отдаленных и северных районах.
Реформа должна базироваться на следующих принципах:
• минимальное число налогов и понятная для налогоплательщиков
система их уплаты;
• инвестиционная ориентированность – увеличение вычетов
для средств, направляемых на инвестиции, чтобы налоговая
система стимулировала развитие производства;
• социальная ориентированность – расходы граждан на
образование, медицину и другие социальные нужды сокращают
соответствующие социальные расходы государства, поэтому
справедливо введение для них налоговых вычетов;
• косвенное налогообложение на первом этапе – прямые
и оборотные налоги должны быть сокращены, и только впоследствии,
с ростом экономики и доходов населения, ведущую роль
будут играть прямые налоги;
• высокая роль в налоговых доходах ресурсных платежей
и доходов от природных ресурсов – природные богатства
России должны служить всем, за этот счет можно снизить
налогообложение производственной деятельности;
• международная конкурентоспособность – все страны мира
конкурируют за привлечение инвесторов, и российская
налоговая система должна быть благоприятной для размещения
инвестиций.
Для продолжения налоговой системы мы предлагаем следующие
конкретные меры:
1. Провести максимальную легализацию «теневых» оборотов.
Снизить единый социальный налог с 35,6 до 21,6% для
вывода зарплаты из «тени», облегчить переход на регрессивные
ставки (20 и 10%). Отменить налог на рекламу, как плохо
собираемый и способствующий уходу рекламного бизнеса
в «тень». Отменить налог на покупку валюты. Исключить
пластиковые карты из объекта налогообложения по налогу
с продаж.
2. Обеспечить защиту прав налогоплательщика: упростить
налоговые декларации, более четко прописать права граждан
на налоговые вычеты, ввести пеню за задержки с возвратом
экспортного НДС и невозврат переплаченных налогов после
решения суда. Повысить вычет из базы по подоходному
налогу на детей.
3. Снизить и оптимизировать налогообложение малого
бизнеса:
• пересмотреть критерий отнесения предприятия к малому
бизнесу – рассматривать исключительно оборот, а не численность
занятых работников;
• распространить систему упрощенного налогообложения
на все субъекты малого предпринимательства, установить
ставку единого налога в 15% от дохода или 6% от выручки.
Четко установить объект налогообложения единым налогом
торговых, снабженческих и сбытовых организаций – совокупным
доходом, а для предприятий иных сфер деятельности –
валовую выручку;
• обеспечить добровольность перехода на единый налог
на вмененный доход, дать право выбора между уплатой
налога по результатам хозяйственной деятельности и уплатой
путем единовременной оплаты стоимости патента. При переходе
на уплату единого налога на вмененный доход отменить
обязательное применение контрольно-кассовых машин, т.к.
фискальный контроль при уплате вмененного налога не
предусмотрен;
• изменить систему налогообложения для оптовой торговли
и сферы услуг – ввести единый налог на оборот для услуг
и на торговую наценку для оптовой торговли, установить
процент отчислений в пределах 2–7% в зависимости от
сферы и вида деятельности. Данная мера позволит повысить
налоговые платежи от указанных видов деятельности, в
настоящий момент легко уклоняющихся от налога на прибыль;
• упростить уплату НДС, поднять нижний предел уплаты
НДС малыми предприятиями.
4. Ликвидировать практику двойного налогообложения:
вычесть из базы НДС начисления на заработную плату (единый
социальный налог не должен облагаться другими налогами),
взносы в негосударственные пенсионные фонды не должны
облагаться единым социальным налогом в части зачисления
в Пенсионный фонд РФ. Убрать требование подачи отчетности
по единому социальному налогу в каждый социальный фонд,
помимо налоговых органов.
5. Обеспечить стимулирование налоговой системой инвестиций
в производство – вернуть 50-процентную инвестиционную
льготу. Провести дальнейшую либерализацию состава затрат
по рекламе, научным работам, страхованию, повышению
квалификации, образованию и профилактике заболеваний
сотрудников и т.д. В то же время сократить лазейки для
ухода от налогообложения по командировочным, представительским
расходам и т.д.
6. Повысить роль налогообложения недвижимости: заменить
три налога (на имущество физических, юридических лиц
и на землю) единым налогом на недвижимость.
Установить высокий нижний предел необлагаемого минимума
по налогу на имущество (садовые участки, жилплощадь
в пределах социальной нормы и т.д.).
7. Повысить акцизы на табак, крепкие спиртные напитки
и предметы роскоши, налоги на наследование и дарение,
на игорный бизнес.