[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Обеспечение условий для инвестиций
в производство

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

В 2000 г. инвестиции в России выросли на рекордные 18%, продолжился рост и в 2001 г. Однако почти весь их прирост произошел за счет инвестиций в нефтегазовый комплекс, в то время как во многих отраслях обрабатывающей промышленности они сократились. Это означает, что такое увеличение нельзя рассматривать в качестве фактора экономического роста, поскольку он обеспечивает лишь поддержание сырьевого экспорта.

Кроме того, после пятикратного сокращения капиталовложений в течение 1990-х гг. такой рост инвестиций явно не обеспечивает воспроизводства изношенных основных фондов. Ближайшие годы грозят России тысячами техногенных катастроф.

Наконец, объем инвестиций все еще значительно ниже не только потребностей, но и возможностей российской экономики. Так, в 2000 г. существенно выросла утечка капитала. Россия по-прежнему продолжает финансировать экономический рост в развитых странах Запада.

Стратегической целью инвестиционной политики является повышение инвестиционной привлекательности России. Принципиальная позиция «ЯБЛОКА» состоит в том, что государственные инвестиции должны сконцентрироваться на долгосрочных проектах и вложениях в инфраструктуру.

Что касается иностранных инвестиций, то они могут сыграть определенную роль в развитии тех или иных секторов экономики, принести новые технологии и культуру производства. Однако никогда одни лишь иностранные инвестиции не поднимут экономику нашей страны хотя бы в силу ее масштабов. Инвесторами должны стать миллионы российских граждан, сотни тысяч российских промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Инвестиционная привлекательность включает в себя два компонента – инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Для повышения инвестиционного потенциала необходимо ускорить модернизацию производственной базы и развернуть активную промышленную политику, оказать государственную поддержку крупнейшим инвестиционным проектам. Для снижения инвестиционного риска необходимо создать благоприятный инвестициям законодательный режим, активизировать разумное привлечение иностранных инвестиций, решить проблему внешней задолженности.

В качестве важнейшего условия для повышения инвестиционной привлекательности мы рассматриваем введение принципа «единого окна» – один орган должен осуществлять всю работу с инвестором, при жестком ограничении времени согласований и оформления необходимых документов.

Однако крайне важно изменить наше инвестиционное и гражданское законодательство, которое в настоящий момент препятствует привлечению в экономику прямых инвестиций, не нацелено на перепрофилирование нежизнеспособных предприятий, не стимулирует приток инвестиций, как отечественных, так и иностранных.

Таким образом, в сфере инвестиционного законодательства «ЯБЛОКО» предлагает:

1. Радикально переработать закон «Об иностранных инвестициях в РФ»:

• четко сформулировать базовые понятия «иностранная инвестиция», «иностранный инвестор», «прямая инвестиция», характер и пределы предоставляемых государством гарантий и льгот, процедуры выбора приоритетных областей вложения иностранных капиталов;
• расширить понятие «прямая инвестиция» (добавить договор простого товарищества, соглашения о разделе продукции, договор о кооперации и сбыте, компенсационные соглашения);
• ввести гарантии неухудшения положения инвестора на изменения регионального законодательства и предоставлять их не на период окупаемости проекта, а на период получения минимальной нормы рентабельности;
• определить процедуру составления перечня приоритетных инвестиционных проектов и регламентировать исполнение гарантий, прописать механизм и сроки выплаты компенсации стоимости национализированного/реквизированного имущества;
• ввести гарантии от военных действий, гражданских беспорядков, введения чрезвычайного положения.

2. Внести поправки в законодательство о Соглашениях о разделе продукции (СРП). По оценкам экспертов, на основе СРП Россия может привлечь более 100 млрд долл. иностранных инвестиций. В течение 5 лет «ЯБЛОКО» проводило через Думу закон о СРП, однако он был принят в урезанном варианте. Разработка трех месторождений на условиях СРП уже привлекла в страну свыше 2 млрд долл. инвестиций. Для полноценного использования потенциала СРП необходимо:

• принять отдельную главу 2-й части Налогового кодекса по специальному налоговому режиму СРП;
• отменить порядок утверждения соглашений по СРП Государственной Думой;
• пересмотреть 30-процентную квоту по разведанным месторождениям, которые могут быть переведены в режим СРП (исключить из квоты старые месторождения, не включать доразведанные месторождения в квоту после подписания соглашения);
• устранить противоречия регионального и федерального законодательства, разработать в регионах, собирающихся участвовать в разработке находящихся на их территории месторождений, специальное законодательство по СРП.

3. Разработать закон «О концессиях», который должен утвердить общие принципы гражданского права при предоставлении права пользования государственной собственностью. Механизм концессии позволит передать в частное управление важнейшие объекты государственной собственности, приватизация которых невозможна или нежелательна (недра, объекты инфраструктуры, ЖКХ). Концессия предусматривает сохранение стратегического контроля государства за функционированием этих объектов – при его заключении определяется ряд условий, которые в одностороннем порядке могут быть изменены государством для достижения общественных интересов. Для повышения привлекательности объектов в условиях сохранения контроля государства концессиям должен предоставляться специальный налоговый режим. Кроме того, закон о концессиях должен ограничить чиновника в принятии решений. С этой целью необходимо детально расписать порядок проведения конкурсов, учесть критерии определения победителя, порядок формирования конкурсной комиссии и ее компетенцию. Главным критерием выбора объектов для передачи в концессию должно стать неэффективное использование госсобственности.

4. Разработать законы об управлении государственной собственностью, о балансе государственного имущества для повышения эффективности использования, полной инвентаризации госсобственности, повышения доходов государства. В целях ликвидации «черной дыры» бюджета, которой являются государственные унитарные предприятия, мы предлагаем сократить число ГУПов до минимума (с обоснованием для каждого невозможности его существования в иной организационной форме), преобразовать все остальные в АО со 100-процентным участием государства. Кроме того, для повышения эффективности государственной собственности необходимо:

• завершить разграничение федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, в т.ч. на землю;
• разработать рамочные правила управления региональной и муниципальной собственностью;
• четко определить компетенцию по управлению госсобственностью различных органов власти;
• разработать порядок назначения, деятельности и ответственности представителей государства в АО;
• разработать порядок реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий.

5. Пересмотреть законодательство о несостоятельности (банкротстве). Банкротства должны перестать быть инструментом криминального передела собственности. Но также недопустимо усиление чиновничьего вмешательства в процесс банкротства. Закон о банкротстве должен относиться к частноправовой, а не публичной сфере. Это означает равенство сторон отношений, диспозитивный, а не императивный характер норм закона, защиту права частной собственности, что подразумевает баланс интересов должника и кредитора. Поэтому в законе о банкротстве, смещенном сейчас в пользу кредитора, необходимо усилить права должника. Для этого необходимо:

• ввести процедуру предупреждения кредитором должника перед началом банкротства;
• дать широкую возможность проведения досудебной санации по истечении 3 месяцев и при желании и возможности должника заплатить неустойку;
• повысить предельную сумму обязательства для начала процедуры банкротства до 10 000 МРОТ;
• упразднить федеральную службу по финансовому оздоровлению – практически ни в одной стране мира нет специального госоргана по банкротству, полномочия ФСФО в нашей стране либо дублируют полномочия суда и прокуратуры, либо являются потенциально коррупционными;
• регулирование деятельности арбитражных управляющих передать Минюсту, регулирование процесса финансового оздоровления и банкротства – Минэкономики, а представление интересов государства на собраниях кредиторов – соответствующему ведомству, перед которым образовалась задолженность;
• упростить процедуру назначения арбитражного управляющего, исключить из нее государство – арбитражный управляющий должен назначаться по взаимному согласию должника и кредитора;
• лишить налоговые органы права возбуждать иски о банкротстве – налоги являются обязательными платежами, соответственно их неуплата не может регулироваться в рамках частноправового характера закона (нельзя возлагать на закон несвойственные ему функции борьбы с неуплатой налогов);
• процедурные нормы в процессе банкротства прописать в Арбитражно-процессуальном кодексе, а не в Законе о банкротстве;
• повысить защиту стратегических инвесторов, кредиторов, чьи права обеспечены залогом.

6. Внести поправки в законодательство об акционерных обществах:

• четко регламентировать права акционеров ЗАО по преимущественному приобретению акций общества;
• защитить права акционеров, усилить контроль акционеров за менеджерами;
• создать препятствия размыванию долей участия миноритарных акционеров в результате недобросовестной практики держателей контрольного пакета;
• минимизировать вмешательство исполнительного органа АО в решение вопросов, находящихся в компетенции собрания участников.

7. Разработать законы, издание которых прямо предусмотрено Гражданским кодексом РФ, т.к. общие нормы ГК РФ по данным вопросам без детализации в федеральных законах в полной мере на практике применены быть не могут (в т.ч. об иммунитете государства и его собственности, уставы внутреннего водного, автомобильного транспорта, торгового мореплавания, о специальных видах страхования, о взаимном страховании и т.д.).

8. Повысить эффективность государственных капитальных расходов, для чего необходимо:

• составить подробный перечень всех инвестиционных программ, которые в соответствии с действующими нормативными актами финансируются из федерального бюджета;
• составлять проекты инвестиционного бюджета на 3–5 лет вперед;
• при отборе инвестиционных объектов использовать анализ «издержки – выгоды» и критерии определения приоритетности инвестиционных проектов;
• прекратить финансирование инвестиционных программ, которые имеют коммерческую направленность, не отвечают критериям федеральных государственных инвестиций или представляют собой непрограммные инвестиции ФАИП;
• при финансировании капитальных расходов отдавать предпочтение завершению существующих программ и проектов;
• своевременно и в полном объеме публиковать отчеты о фактическом исполнении бюджета капитальных расходов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ
Оглавление
Продолжение налоговой реформы


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]