За десятилетие реформ валовой внутренний продукт России
сократился в 2 раза, промышленное производство – более
чем в 2 раза, инвестиции – в 5 раз. Мы убеждены, что
такого существенного падения можно было избежать. Рассуждения
о «неизбежности и необходимости трансформационного спада»
в таких масштабах, о дурном наследии планово-распределительной
системы лишь прикрывают некомпетентность, грубые просчеты
и ошибки экономической политики правительств Ельцина
– Гайдара – Черномырдина. К началу XXI века Россия находилась
на 17-м месте из 23 стран Восточной Европы и СНГ по
динамике производства за последние 10 лет. Это при том,
что наша страна обладает колоссальными природными ресурсами,
а разрыв хозяйственных связей ударил по нам меньше в
силу размеров экономики.
Среди крупнейших ошибок экономической политики в 1990-е
гг. можно назвать следующие:
• разрыв хозяйственных связей республик бывшего СССР
и стран СЭВ;
• шоковая либерализация цен «по Гайдару», уничтожившая
сбережения населения и позволившая монополистам завышать
цены;
• грабительская приватизация «по Чубайсу», раздавшая
в кратчайшие сроки за бесценок собственность узкому
кругу лиц, что привело к созданию слоя олигархов;
• самоубийственная макроэкономическая политика: завышение
обменного курса рубля и доходности по государственным
краткосрочным обязательствам, удушающие налоги, что
8 лет убивало реальное производство;
• создание уродливого рынка государственного долга,
что превратило бюджет в кормушку для олигархов и международных
финансовых спекулянтов;
• отсутствие структурной, антимонопольной политики,
невнимание к развитию малого бизнеса, к защите прав
собственности.
«ЯБЛОКО» с самого начала находилось в жесткой оппозиции
проводимому экономическому курсу, предлагало реальную
альтернативу непродуманным реформам.
Системный экономический кризис 17 августа 1998 г.
привел к полному коллапсу проводимой 8 лет экономической
политики. То, что правительство Кириенко спасало олигархов
от разорения, разрешив им не платить долги, продемонстрировало
всю беспринципность государственной власти в России.
Девальвация рубля и отказ от убийственных экспериментов
над российской экономикой дали ей вздохнуть свободно.
Начавшееся вскоре резкое повышение мировых цен на нефть,
газ и другие традиционные товары нашего экспорта (такая
благоприятная ситуация на внешних рынках случается не
чаще, чем раз в 50 лет) ускорило оживление производства.
Этими двумя причинами и объясняется достижение «самых
высоких темпов роста за последние 20 лет», о чем отрапортовало
Правительство. А рост утечки капитала и ускорение выплаты
внешнего долга прямо свидетельствуют, что потенциал
роста для отечественной экономики не был использован
в полной мере.
Отсутствие структурных реформ приведет в средне- и
долгосрочной перспективе к резкому снижению темпов роста
экономики и даже ее стагнации.
Для совершения экономического прорыва, для перехода
от криминально-олигархического капитализма, основанного
на экспорте сырья, к конкурентоспособной экономике XXI
века, базирующейся на высоких технологиях, необходимо
сформировать собственную модель развития, используя
современный мировой опыт и достижения современной экономической
науки, учитывая национальные традиции и особенности.
Эта стратегия должна обеспечить как минимум удвоение
валового продукта к 2010 г.
Российская экономическая модель призвана решать следующие
задачи:
• обеспечение устойчивого роста благосостояния большинства
российских граждан в длительной перспективе;
• обеспечение темпов экономического роста, превышающих
темпы роста мировой экономики в долгосрочной перспективе;
• предоставление гражданам возможностей для профессионального,
творческого роста и самореализации, в том числе для
раскрытия предпринимательских талантов;
• обеспечение международной конкурентоспособности российских
товаров и услуг.
Наиболее эффективной моделью в российских условиях
мы считаем социальную рыночную экономику, под которой
понимаем такую систему, когда государство, во-первых,
активно участвует в поддержании функционирования базовых
условий системы свободного рынка, не вмешиваясь непосредственно
в действие рыночных сил; во-вторых, занимается устранением
провалов рынка; в-третьих, создает для граждан равные
возможности участия в рыночной экономике.
Главное условие системы свободного рынка – свобода
предпринимательства. В мире существует целый ряд национальных
моделей успешного экономического развития, но роднит
все успешные страны одно: во всех существует система
свободного предпринимательства. Его предпосылками являются
разумные налоги, отсутствие чиновничьего произвола и
коррупции, поддержка малого бизнеса. Базис свободного
предпринимательства — частная собственность, конкуренция
и рыночное ценообразование. Защита частной собственности
подразумевает создание надежных прав собственника –
вне зависимости от размеров имущества, которым он обладает.
Мы исходим из современной концепции собственности, где
права неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью
перед обществом. Защита конкуренции подразумевает проведение
реальной антимонопольной политики и создание для монополистов
таких условий, как если бы конкуренция имела место.
Мы признаем только косвенное регулирование государством
процесса рыночного ценообразования (например, установление
предельной нормы рентабельности в монопольных секторах,
повышенное косвенное налогообложение предметов роскоши
и пониженное обложение товаров первой необходимости
и социально значимых товаров), поскольку только рыночное
ценообразование обеспечивает эффективное распределение
ресурсов, в том числе справедливое распределение доходов
в зависимости от вложенного труда. Потенциал России
не будет полностью реализован без раскрепощения экономической
инициативы граждан.
Устранение государством провалов рынка (неспособности
рыночных механизмов эффективно распределить ресурсы)
предполагает для ситуации естественных монополий (энергосистема,
железнодорожный и трубопроводный транспорт, связь) общественный
контроль над соответствующими секторами. Для ситуации
отрицательных «внешних эффектов» (например, загрязнения
окружающей среды) требуется введение компенсирующих
платежей (экологическое налогообложение). На рынках
с неполной, искаженной или асимметричной информацией
(рынок платных медицинских услуг, рынок труда) необходимы
лицензирование деятельности и установление минимальных
цен (в частности, установление достойной минимальной
оплаты труда). Однако существуют провалы не только рынка,
но и государства, например в результате приватизации
властных полномочий, использования государственных должностей
для личного обогащения. Поэтому первоочередная задача
государственной власти – не только повысить требования
к прозрачности отчетности фирм, но и обеспечить максимальную
предсказуемость экономической политики.
Создание равных возможностей для участия граждан в
рыночной экономике становится особенно актуальным с
развитием постиндустриальной экономики, так как только
высокообразованные, активные граждане могут стать участниками
рыночного процесса в XXI веке. Поэтому государство должно
обеспечивать такие общественные блага, как качественное
образование, базовое здравоохранение, распространение
информации (в т.ч. возможность доступа в Интернет).
Кроме того, российская модель социальной рыночной экономики
должна учитывать суровые климатические условия, территориальную
протяженность и региональное разнообразие нашей страны.
Государство должно активно участвовать в выравнивании
региональных диспропорций, поддерживать регионы Севера,
обеспечивать, в том числе путем прямого субсидирования,
мобильность рабочей силы и других факторов производства.
Социальная рыночная экономика – это нравственная и
моральная система. Свободное предпринимательство без
хозяйственной этики превращается в дикий, бандитский
капитализм, угрожающий самому существованию открытого
демократического общества. Без таких качеств, как бережливость,
патриотизм и честность, предприниматель превращается
в хищника, главная цель которого – урвать и уехать из
«этой» страны. Необходима выработка российскими предпринимателями
кодекса чести в лучших отечественных традициях. И только
с помощью трудовой этики у работников появляется чувство
общности собственных интересов с интересами предприятия,
что самым положительным образом сказывается и на качестве
продукции, и на внутреннем климате на предприятии.
Для формирования основ социальной рыночной экономики
необходимо решить следующие задачи:
• обеспечить благоприятные условия для инвестиций
в производство. Сегодня эти инвестиции значительно ниже
не только потребностей, но и возможностей российской
экономики;
• проводить жесткую антимонопольную политику, провести
реформу естественных монополий, поставив их под общественный
контроль;
• поощрять и защищать конкуренцию, создать благоприятные
условия для развития малого бизнеса;
• провести реальную дебюрократизацию экономики;
• устранить макроэкономические перекосы между финансовыми
ресурсами государства и его обязательствами, между уровнем
налоговых изъятий и объемом и качеством предоставления
услуг государства, между объемом сбережений и возможностями
инвестирования;
• изменить кредитно-денежную и валютную политику, направив
ее на достижение максимальных темпов роста производства;
• создать гибкий механизм изъятия в госбюджет сверхдоходов
от эксплуатации природных ресурсов, которые в настоящее
время присваиваются сырьевыми компаниями;
• провести реформу банковской системы, направив ее на
обеспечение трансформации сбережений в инвестиции, создать
цивилизованный фондовый рынок;
• обеспечить защиту добросовестного приобретателя недвижимости,
постепенно ввести землю в гражданский оборот, обеспечить
создание эффективного рынка недвижимости;
• продолжить выравнивание условий налогообложения, снижение
его уровня при расширении налоговой базы для выхода
экономики из «тени»;
• обеспечить открытость и прозрачность бюджетов всех
уровней.