[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Гарантии независимости СМИ

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Свободные средства массовой информации сыграли огромную роль в становлении российской демократии. Однако в последнее время они все чаще превращаются в средства массовой пропаганды, попадая под жесткий контроль исполнительной власти, которая способна расправляться с помощью полугосударственных структур и крупнейших компаний с неугодными критикующими власть теле- и радиоканалами, печатными изданиями. Подобные действия, а также фактическое введение «самоцензуры» – запрета на критику власти – являются важнейшим признаком авторитарного государства.

В этих условиях информационные войны между СМИ, принадлежащими разным олигархическим группировкам, сменились массированной обработкой граждан, агрессивным формированием «общественного сознания и человеческого выбора». Оставляет желать лучшего уровень профессиональной этики ведущих центральных изданий и каналов.

Для создания гарантий независимости СМИ и предпосылок повышения их профессионального и этического уровня необходимо:

1. Разработать законодательство, регулирующее право собственности в отношении СМИ. Российское законодательство в данном вопросе должно четко запрещать государству (как на федеральном, так и на региональном уровне) быть учредителем или собственником акций (долей) учредителей, издателей или редакций СМИ, за исключением оговоренных в законе, а также запрещать контроль над СМИ со стороны хозяйствующих субъектов с государственным участием. Концентрация СМИ в руках одного собственника, особенно если им является государство, лишает общество инструментов выражения многообразия мнений, а это многообразие – важнейшее условие для формирования подлинного общественного согласия.

2. Создать благоприятные условия для развития частных СМИ и их разнообразия. С этой целью необходимо кардинально упростить выдачу лицензий на вещание и связь, выдавая их одновременно, установить исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатов, перечень оснований для отказа в принятии заявления на получение лицензии, набор и размеры сборов и плат, взимаемых за участие в конкурсе, за предоставление лицензии и за осуществление телерадиовещания и вещания дополнительной информации, провести конверсию частот.

3. Повысить правовую и социальную защиту журналистов – ввести статус профессионального журналиста, который характеризуется тремя критериями: непосредственное и постоянное сотрудничество по меньшей мере с одним СМИ; такое сотрудничество оплачивается в соответствии с существующими нормами; указанная оплата представляет для профессионального журналиста основной источник его трудовых доходов. Статус профессионального журналиста определяется нормативными актами, подтверждается журналистской карточкой и влечет за собой права и обязанности, перечисленные в соответствующих нормативных актах.

4. Предоставить на равной основе всем СМИ налоговые льготы и льготы по арендным платежам. Распределять бюджетные средства на поддержку СМИ только гласно – коллегиальными органами, включающими представителей законодательной, исполнительной властей и профессиональных объединений журналистов. Указанные льготы должны распространяться на все СМИ определенной категории.

5. Ограничивать монополизм в СМИ. Нужна политика по ограничению сосредоточения информационных ресурсов в одних руках. Установить предельно допустимые доли общероссийского тиража газет, эфирного времени, которые могут быть сосредоточены в одних руках. Установить жесткие антимонопольные требования в сфере производства бумаги, полиграфических услуг и распространения СМИ. Обеспечить к ним равный доступ для различных политических партий. Необходимо создать и особый порядок акционирования полиграфической и другой материально-технической базы, при котором 50% акций переходят к журналистам.

6. Сформировать всеми ветвями власти Федеральную комиссию по телевидению и радиовещанию. Одним из инструментов достижения общественного согласия должно стать независимое от государства и финансово-промышленных групп Общественное телевидение, представляющее позиции разных социальных групп и соответствующих политических партий. Необходимо предусмотреть меры, позволяющие представителям общероссийских общественных организаций непосредственно участвовать в оценке результатов деятельности компаний, осуществляющих общественное вещание. В качестве такой меры можно использовать общественное жюри, в порядке формирования которого используются некоторые принципы, заимствованные у института присяжных заседателей.

7. Установить ответственность за публикацию ложной информации. Исчерпывающий перечень запретов на информацию должен содержаться в Федеральном законе. Ужесточить ответственность за публикацию ложной информации и материалов, порочащих честь и достоинство; в случае повторного появления такой информации – не только лишать СМИ государственной лицензии, а виновных в вышеназванном лишать статуса профессионального журналиста в установленном законом порядке.

Укрепление местного самоуправления
Оглавление
Поддержка некоммерческих организаций и «третьего сектора»


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]