Свободные средства массовой информации сыграли огромную
роль в становлении российской демократии. Однако в последнее
время они все чаще превращаются в средства массовой
пропаганды, попадая под жесткий контроль исполнительной
власти, которая способна расправляться с помощью полугосударственных
структур и крупнейших компаний с неугодными критикующими
власть теле- и радиоканалами, печатными изданиями. Подобные
действия, а также фактическое введение «самоцензуры»
– запрета на критику власти – являются важнейшим признаком
авторитарного государства.
В этих условиях информационные войны между СМИ, принадлежащими
разным олигархическим группировкам, сменились массированной
обработкой граждан, агрессивным формированием «общественного
сознания и человеческого выбора». Оставляет желать лучшего
уровень профессиональной этики ведущих центральных изданий
и каналов.
Для создания гарантий независимости СМИ и предпосылок
повышения их профессионального и этического уровня необходимо:
1. Разработать законодательство, регулирующее право
собственности в отношении СМИ. Российское законодательство
в данном вопросе должно четко запрещать государству
(как на федеральном, так и на региональном уровне) быть
учредителем или собственником акций (долей) учредителей,
издателей или редакций СМИ, за исключением оговоренных
в законе, а также запрещать контроль над СМИ со стороны
хозяйствующих субъектов с государственным участием.
Концентрация СМИ в руках одного собственника, особенно
если им является государство, лишает общество инструментов
выражения многообразия мнений, а это многообразие –
важнейшее условие для формирования подлинного общественного
согласия.
2. Создать благоприятные условия для развития частных
СМИ и их разнообразия. С этой целью необходимо кардинально
упростить выдачу лицензий на вещание и связь, выдавая
их одновременно, установить исчерпывающий перечень требований,
предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатов,
перечень оснований для отказа в принятии заявления на
получение лицензии, набор и размеры сборов и плат, взимаемых
за участие в конкурсе, за предоставление лицензии и
за осуществление телерадиовещания и вещания дополнительной
информации, провести конверсию частот.
3. Повысить правовую и социальную защиту журналистов
– ввести статус профессионального журналиста, который
характеризуется тремя критериями: непосредственное и
постоянное сотрудничество по меньшей мере с одним СМИ;
такое сотрудничество оплачивается в соответствии с существующими
нормами; указанная оплата представляет для профессионального
журналиста основной источник его трудовых доходов. Статус
профессионального журналиста определяется нормативными
актами, подтверждается журналистской карточкой и влечет
за собой права и обязанности, перечисленные в соответствующих
нормативных актах.
4. Предоставить на равной основе всем СМИ налоговые
льготы и льготы по арендным платежам. Распределять
бюджетные средства на поддержку СМИ только гласно –
коллегиальными органами, включающими представителей
законодательной, исполнительной властей и профессиональных
объединений журналистов. Указанные льготы должны распространяться
на все СМИ определенной категории.
5. Ограничивать монополизм в СМИ. Нужна политика
по ограничению сосредоточения информационных ресурсов
в одних руках. Установить предельно допустимые доли
общероссийского тиража газет, эфирного времени, которые
могут быть сосредоточены в одних руках. Установить жесткие
антимонопольные требования в сфере производства бумаги,
полиграфических услуг и распространения СМИ. Обеспечить
к ним равный доступ для различных политических партий.
Необходимо создать и особый порядок акционирования полиграфической
и другой материально-технической базы, при котором 50%
акций переходят к журналистам.
6. Сформировать всеми ветвями власти Федеральную
комиссию по телевидению и радиовещанию. Одним из
инструментов достижения общественного согласия должно
стать независимое от государства и финансово-промышленных
групп Общественное телевидение, представляющее позиции
разных социальных групп и соответствующих политических
партий. Необходимо предусмотреть меры, позволяющие представителям
общероссийских общественных организаций непосредственно
участвовать в оценке результатов деятельности компаний,
осуществляющих общественное вещание. В качестве такой
меры можно использовать общественное жюри, в порядке
формирования которого используются некоторые принципы,
заимствованные у института присяжных заседателей.
7. Установить ответственность за публикацию ложной
информации. Исчерпывающий перечень запретов на информацию
должен содержаться в Федеральном законе. Ужесточить
ответственность за публикацию ложной информации и материалов,
порочащих честь и достоинство; в случае повторного появления
такой информации – не только лишать СМИ государственной
лицензии, а виновных в вышеназванном лишать статуса
профессионального журналиста в установленном законом
порядке.