Местное самоуправление – фундамент гражданского общества.
Его назначение – дать людям возможность самостоятельно
решать часть своих проблем, сократить дистанцию между
властью и обществом. Создание сильного, независимого
местного самоуправления – важнейший инструмент «собирания
земель» и ограничения произвола властей. От успешной
деятельности органов местного самоуправления зависит
повседневная жизнь граждан.
Задачами органов местного самоуправления является
удовлетворение самых необходимых потребностей населения:
в тепло- и водоснабжении, общем образовании, здравоохранении
и т.п. Бедственное положение местных бюджетов, предоставляющих
эти услуги, – свидетельство невнимания государства к
людям.
Мы целиком поддерживаем Европейскую хартию местного
самоуправления и предлагаем решить наиболее острые проблемы
местного самоуправления:
1. Слабую собственную доходную базу местных бюджетов.
2. Финансовый произвол региональных властей.
3. Недостаточный контроль за деятельностью местных
властей со стороны государства и населения.
Стратегической целью является создание в России экономически
сильного местного самоуправления как одного из важнейших
институтов гражданского общества. Для этого мы предлагаем:
1. Законодательно укрепить конституционные гарантии
местного самоуправления, четко разграничить компетенцию
и предметы ведения между государственными органами и
местным самоуправлением. Усилить контроль за нормотворчеством
субъектов Федерации, затрагивающим вопросы местного
самоуправления; отменить законы субъектов РФ, нарушающие
права граждан на местное самоуправление.
2. Резко повысить значимость муниципальных выборов,
обеспечить справедливое демократическое представительство
в местных органах власти:
• перейти к смешанной системе выборов на всех
уровнях, включая местное самоуправление для крупных
городов (с населением более 100 тыс. человек), на паритетных
началах по одномандатным округам и партийным спискам;
• четко оформить многоуровневую структуру самоуправления
в крупных муниципалитетах (особенно актуально для районного
самоуправления в Москве и С.-Петербурге).
3. Добиться справедливого распределения доходов
между бюджетами федерального, регионального и местного
уровня путем:
• передачи на местный уровень всех имущественных
налогов (налога на недвижимость при его введении), а
также налога на совокупный доход, налога на вмененный
доход с предпринимателей и налога с продаж – с правом
администрирования этими налогами;
• закрепления за местными бюджетами не менее
70% подоходного налога;
• законодательного закрепления объективных формул
финансового выравнивания доходов муниципальных образований
(в региональных Бюджетных кодексах, для чего надо принять
рамочный Бюджетный кодекс субъекта РФ);
• перехода к уплате всех налогов по месту хозяйственной
деятельности предприятий независимо от их юридического
адреса;
• отказа от практики централизации доходов местных
бюджетов в бюджеты вышестоящих уровней;
• распределения до 20% национального НДС между
всеми муниципальными образованиями пропорционально их
доле в численности населения России.
Введение муниципального налога на недвижимость также
позволит обеспечить формирование местного бюджета, справедливо
перераспределить налоговое бремя, создать стимул и регулятор
рынка недвижимости. Налог на недвижимость должен устанавливаться
как процент от рыночной стоимости, и потому менее обеспеченные
граждане, имеющие недорогую недвижимость, будут платить
меньше. Необходимо установить минимальный уровень стоимости
облагаемого налогом жилья, и таким образом самые малообеспеченные
семьи налога платить не будут.
4. Способствовать повышению прозрачности региональных
и местных бюджетов как важнейшего механизма непосредственного
контроля граждан за общественными финансами, а также
недопущения нецелевого использования средств путем:
• перевода местных бюджетов на казначейское
исполнение;
• принятия законов и нормативных актов, устанавливающих
ясные правила и четкие механизмы бюджетного процесса;
• разработки подробнейшей функциональной, ведомственной
и экономической классификации доходов и расходов местных
бюджетов (муниципальной бюджетной классификации);
• введения основ перспективного среднесрочного
бюджетного планирования, составления перспективных финансовых
планов на 3–5 лет;
• сокращения возможностей по манипулированию
и перераспределению расходов в течение года для исполнительной
власти;
• введения обязательной конкурсности закупок
для муниципальных нужд;
• полной инвентаризации муниципальной собственности,
повышения эффективности ее использования;
• обязательной публикации бюджетов в местных
и региональных СМИ и Интернете, а также ежеквартальной
публикации отчета об исполнении бюджета.
5. Добиться максимально возможной доступности региональных
органов власти и органов местного самоуправления для
населения путем:
• законодательного закрепления обязанности
депутатов регулярно проводить прием населения;
• обеспечения доступа населения на заседания
представительных органов;
• поддержки реально работающих комитетов территориального
общественного самоуправления;
• разрешения проведения местных референдумов
по вопросу о доверии главам муниципальных образований;
• обеспечения права отзыва выборных органов и
должностных лиц населением;
• содействия усилению роли коллегиальных органов
местного самоуправления, предотвращению его вырождения
в бесконтрольное правление местных князьков;
• обеспечения эффективной системы правового надзора
за деятельностью органов местного самоуправления; ужесточить
ответственность органов местного самоуправления: за
сосредоточение власти в руках одного человека или узкой
группы лиц, игнорирование воли населения, непредоставление
гражданам запрашиваемой ими информации, закрытость финансовой
деятельности;
• расширения гражданского участия в органах местного
самоуправления и гражданского контроля за ними.
6. Создать институт муниципальной недвижимости,
в котором органы местного самоуправления призваны играть
центральную роль и который создаст прочную базу для
формирования местных бюджетов, для чего:
• передать в муниципальную собственность все
земли в пределах границ муниципальных образований (за
исключением ранее переданных в госсобственность или
в собственность частных лиц) при одновременном установлении
их норм по распоряжению и использованию. Для муниципалитетов
недвижимость станет активом, продажа и налогообложение
которого будет обеспечивать основную часть местного
бюджета;
• передать нормы и правила по использованию недвижимости
и строительному изменению на местный уровень, что позволит
учитывать интересы и собственника, и местных жителей;
• создать на местном уровне службы кадастра и
службы по регистрации прав на недвижимость;
• сформулировать ясные и строгие нормы по конкурсному
предоставлению участков из государственной и муниципальной
собственности, а при наличии одного покупателя – по
открытым процедурам договорной продажи участков;
• принять закон «О правовом зонировании», обеспечивающий
регулирование отношений по целевому использованию и
строительному изменению недвижимости (подробнее см.
параграф «Активная жилищная политика»).