[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]

Москва, ЭПИЦентр 2003 год   

Укрепление местного
самоуправления

2003 (C) Москва, "Яблоко", сентябрь 2003г.   

Местное самоуправление – фундамент гражданского общества. Его назначение – дать людям возможность самостоятельно решать часть своих проблем, сократить дистанцию между властью и обществом. Создание сильного, независимого местного самоуправления – важнейший инструмент «собирания земель» и ограничения произвола властей. От успешной деятельности органов местного самоуправления зависит повседневная жизнь граждан.

Задачами органов местного самоуправления является удовлетворение самых необходимых потребностей населения: в тепло- и водоснабжении, общем образовании, здравоохранении и т.п. Бедственное положение местных бюджетов, предоставляющих эти услуги, – свидетельство невнимания государства к людям.

Мы целиком поддерживаем Европейскую хартию местного самоуправления и предлагаем решить наиболее острые проблемы местного самоуправления:

1. Слабую собственную доходную базу местных бюджетов.

2. Финансовый произвол региональных властей.

3. Недостаточный контроль за деятельностью местных властей со стороны государства и населения.

Стратегической целью является создание в России экономически сильного местного самоуправления как одного из важнейших институтов гражданского общества. Для этого мы предлагаем:

1. Законодательно укрепить конституционные гарантии местного самоуправления, четко разграничить компетенцию и предметы ведения между государственными органами и местным самоуправлением. Усилить контроль за нормотворчеством субъектов Федерации, затрагивающим вопросы местного самоуправления; отменить законы субъектов РФ, нарушающие права граждан на местное самоуправление.

2. Резко повысить значимость муниципальных выборов, обеспечить справедливое демократическое представительство в местных органах власти:

  • перейти к смешанной системе выборов на всех уровнях, включая местное самоуправление для крупных городов (с населением более 100 тыс. человек), на паритетных началах по одномандатным округам и партийным спискам;
  • четко оформить многоуровневую структуру самоуправления в крупных муниципалитетах (особенно актуально для районного самоуправления в Москве и С.-Петербурге).

3. Добиться справедливого распределения доходов между бюджетами федерального, регионального и местного уровня путем:

  • передачи на местный уровень всех имущественных налогов (налога на недвижимость при его введении), а также налога на совокупный доход, налога на вмененный доход с предпринимателей и налога с продаж – с правом администрирования этими налогами;
  • закрепления за местными бюджетами не менее 70% подоходного налога;
  • законодательного закрепления объективных формул финансового выравнивания доходов муниципальных образований (в региональных Бюджетных кодексах, для чего надо принять рамочный Бюджетный кодекс субъекта РФ);
  • перехода к уплате всех налогов по месту хозяйственной деятельности предприятий независимо от их юридического адреса;
  • отказа от практики централизации доходов местных бюджетов в бюджеты вышестоящих уровней;
  • распределения до 20% национального НДС между всеми муниципальными образованиями пропорционально их доле в численности населения России.

Введение муниципального налога на недвижимость также позволит обеспечить формирование местного бюджета, справедливо перераспределить налоговое бремя, создать стимул и регулятор рынка недвижимости. Налог на недвижимость должен устанавливаться как процент от рыночной стоимости, и потому менее обеспеченные граждане, имеющие недорогую недвижимость, будут платить меньше. Необходимо установить минимальный уровень стоимости облагаемого налогом жилья, и таким образом самые малообеспеченные семьи налога платить не будут.

4. Способствовать повышению прозрачности региональных и местных бюджетов как важнейшего механизма непосредственного контроля граждан за общественными финансами, а также недопущения нецелевого использования средств путем:

  • перевода местных бюджетов на казначейское исполнение;
  • принятия законов и нормативных актов, устанавливающих ясные правила и четкие механизмы бюджетного процесса;
  • разработки подробнейшей функциональной, ведомственной и экономической классификации доходов и расходов местных бюджетов (муниципальной бюджетной классификации);
  • введения основ перспективного среднесрочного бюджетного планирования, составления перспективных финансовых планов на 3–5 лет;
  • сокращения возможностей по манипулированию и перераспределению расходов в течение года для исполнительной власти;
  • введения обязательной конкурсности закупок для муниципальных нужд;
  • полной инвентаризации муниципальной собственности, повышения эффективности ее использования;
  • обязательной публикации бюджетов в местных и региональных СМИ и Интернете, а также ежеквартальной публикации отчета об исполнении бюджета.

5. Добиться максимально возможной доступности региональных органов власти и органов местного самоуправления для населения путем:

  • законодательного закрепления обязанности депутатов регулярно проводить прием населения;
  • обеспечения доступа населения на заседания представительных органов;
  • поддержки реально работающих комитетов территориального общественного самоуправления;
  • разрешения проведения местных референдумов по вопросу о доверии главам муниципальных образований;
  • обеспечения права отзыва выборных органов и должностных лиц населением;
  • содействия усилению роли коллегиальных органов местного самоуправления, предотвращению его вырождения в бесконтрольное правление местных князьков;
  • обеспечения эффективной системы правового надзора за деятельностью органов местного самоуправления; ужесточить ответственность органов местного самоуправления: за сосредоточение власти в руках одного человека или узкой группы лиц, игнорирование воли населения, непредоставление гражданам запрашиваемой ими информации, закрытость финансовой деятельности;
  • расширения гражданского участия в органах местного самоуправления и гражданского контроля за ними.

6. Создать институт муниципальной недвижимости, в котором органы местного самоуправления призваны играть центральную роль и который создаст прочную базу для формирования местных бюджетов, для чего:

  • передать в муниципальную собственность все земли в пределах границ муниципальных образований (за исключением ранее переданных в госсобственность или в собственность частных лиц) при одновременном установлении их норм по распоряжению и использованию. Для муниципалитетов недвижимость станет активом, продажа и налогообложение которого будет обеспечивать основную часть местного бюджета;
  • передать нормы и правила по использованию недвижимости и строительному изменению на местный уровень, что позволит учитывать интересы и собственника, и местных жителей;
  • создать на местном уровне службы кадастра и службы по регистрации прав на недвижимость;
  • сформулировать ясные и строгие нормы по конкурсному предоставлению участков из государственной и муниципальной собственности, а при наличии одного покупателя – по открытым процедурам договорной продажи участков;
  • принять закон «О правовом зонировании», обеспечивающий регулирование отношений по целевому использованию и строительному изменению недвижимости (подробнее см. параграф «Активная жилищная политика»).

ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Оглавление
Гарантии независимости СМИ


2003 (C) Москва, Яблоко
сентябрь 2003г.

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости]  [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа партии "Яблоко" 2003-2005 гг.] [Книги]