Гражданские инициативы являются основой эффективного
развития общества и демократического государства. Они
позволяют создать не формальную демократию, когда после
выборов от избирателя уже ничего не зависит, а истинную,
основанную на гражданском участии.
На сегодняшний день в нашей стране на благо общества
активно работают около 45 тыс. некоммерческих организаций
(НКО), с которыми связана деятельность почти 34 млн
граждан России, являющихся сотрудниками либо адресатами.
Особенности некоммерческих организаций состоят в следующем:
они не требуют бюджетных расходов, т.к. существуют на
частные взносы и пожертвования, гранты, собственные
средства участников, они более эффективно, чем государство,
решают многие проблемы, знают местную специфику, в состоянии
помогать гражданам адресно.
Развитие «третьего сектора» позволит решить следующие
задачи:
• значительное усиление «человеческого фактора»
в процессе реформ за счет преодоления социального иждивенчества
и государственного патернализма;
• широкое участие граждан в разработке стратегии
и тактики реформ и любых действий государственной власти;
• снижение социальной напряженности благодаря
сокращению разрыва между властью и обществом, возникновение
атмосферы доверия государственным институтам в силу
их большей открытости;
• достижение общественного согласия;
• значительная экономия государственных средств
за счет передачи части социальных функций государства
некоммерческим организациям и за счет создания десятков
тысяч новых рабочих мест в некоммерческом секторе экономики;
• развитие рынка некоммерческих услуг.
Для решения этих задач необходимо:
1. Провести четкое законодательное оформление деятельности
НКО.
2. Сформировать максимально льготный режим налогообложения
НКО, учитывая их неприбыльный характер и социальную
значимость, проводить налоговое стимулирование корпоративной
и индивидуальной благотворительности, а также отечественных
фондов, принять соответствующий закон.
3. Обеспечить широкое участие НКО в процессе подготовки,
обсуждения и контроля над исполнением властных решений.
4. Обеспечить повсеместное внедрение механизмов
социального заказа и государственного гранта, позволяющих
равноправное участие НКО в качестве подрядчика в реализации
государственных социальных программ.
5. Привлекать профильные НКО к разработке и экспертизе
государственных социальных программ и соответствующих
бюджетных разделов, в том числе путем использования
обязательных общественных слушаний по социальным вопросам,
практики местных референдумов, предоставления гражданам
доступа к информации о структуре бюджетных средств и
т.д.
6. Разработать широкомасштабные государственные
просветительские программы о деятельности НКО.
7. Широко привлекать НКО к разрешению острых социальных
проблем – беженцы, СПИД, домашнее насилие, наркомания,
бездомность, подростковая преступность и безнадзорность,
проблемы пожилых людей и инвалидов и т.д.
8. Повысить престиж и сформировать положительный
имидж благотворительности, гражданской инициативы в
целом.
9. Обеспечить эффективное взаимодействие органов
государственной власти с некоммерческими организациями,
для чего необходимы:
• разработка и принятие Федерального закона
«Об основах системы взаимодействия органов власти РФ
с негосударственными некоммерческими организациями»,
в котором необходимо регламентировать такие современные
технологии, как конкурсы на получение грантов, социальный
заказ, ярмарки социальных проектов, фонды местного сообщества,
общественные советы;
• дополнение Бюджетного кодекса нормой о возможности
передачи бюджетных средств негосударственным некоммерческим
организациям, реализующим на публичной конкурсной основе
государственный социальный заказ;
• включение в Налоговый кодекс норм, учитывающих
специфику некоммерческой деятельности, в том числе при
реализации негосударственными некоммерческими организациями
государственного социального заказа;
• разработка и принятие Федерального закона РФ
«О частной благотворительности».