Итак, что необходимо для выхода из сложившейся ситуации?
Если вначале попытаться ответить на этот вопрос коротко,
можно свести основные необходимые меры к следующим:
Во-первых, реформировать все основные институты, определяющие
условия функционирования экономики, начиная с судебной системы
и заканчивая финансовым сектором, то есть реализовать тот
комплекс мер, который имеется в виду, когда речь идет об
институциональных реформах.
Во-вторых, принять осмысленную государственную стратегию
экономического развития. Безусловно, необходимо определить
набор приоритетов (в том числе и в виде промышленной политики)
и разработать систему стимулов, необходимых для их реализации.
В-третьих, подвести черту под криминальной приватизацией
1990-х годов на основе ясного, публичного оформленного законом
компромисса между властью и бизнесом.
В-четвертых, осуществлять такую текущую экономическую
политику (макроэкономическое регулирование), которая обеспечивала
бы нормальные условия для деятельности хозяйствующих субъектов,
помогала бы избегать кризисных ситуаций, связанных с дестабилизацией
тех или иных рынков (товарных, финансовых, ресурсных). При
этом чрезвычайно важно понимать место этой политики в общей
картине усилий по созданию в России современной экономики.
А именно: политика создает условия и дополняет первые два
направления (то есть институциональные реформы плюс определение
и реализацию экономической стратегии), но ни в коем случае
не подменяет их.
Наконец, нельзя также не видеть, что для успеха усилий
по всем названным направлениям необходимо, чтобы политическая
элита страны резко повысила уровень эффективности и ответственности
своей общественной деятельности.
Конечно, названные задачи – это всего лишь самые общие
контуры той программы-минимум, которую надлежит реализовать
правительству в ближайшие пять–десять лет. Конкретное
содержание этой программы во многом выходит за рамки возможностей
теоретического анализа и может быть определено только
в процессе взаимодействия с хозяйственной практикой. Многие
аспекты нуждаются в детальной проработке с учетом более
подробной и достоверной информации, чем та, которая имеется
сегодня в нашем распоряжении. Наконец, решение этих задач
возможно только в рамках соответствующего политического
процесса, который предполагает режим конструктивного диалога
со всеми активными и ответственными силами в обществе
с учетом позиции каждой из них. Тем не менее некоторые
общие принципы и подходы в рамках каждого из направлений
можно сформулировать уже сейчас, исходя как из наших мировоззренческих
позиций, так и из реальных возможностей экономики и общества
в России в их нынешнем состоянии.