Прежде всего, поскольку гарантией исполнения хозяйственных
обязательств является не государственная машина, а собственные
силы и возможности экономических агентов, которые в силу
естественных причин ограничены, возникает ситуация системного
дефицита доверия. Собственники и предприниматели не верят
государству, государственные органы – бизнесу. Банки не
доверяют клиентам, клиенты – банкам, предприятия – своим
кредиторам и партнерам. Население вообще никому не верит
и, более того, укрепляется в убеждении, что это нормальное
и естественное для общества состояние.
Дефицит доверия в свою очередь ведет к тому, что горизонт
хозяйственного планирования для каждого из экономических
субъектов неизбежно сужается, а их возможности – сокращаются.
Долгосрочные инвестиции возможны только для самых мощных
и уверенных в своей неофициальной силе и влиятельности
структур, но и для них они сопряжены с очень высокими
рисками, что почти исключает привлечение для инвестиционных
нужд долгосрочных заемных средств из частных источников
на приемлемых условиях. Для подавляющей же части бизнеса
сроки конкретного хозяйственного планирования, а также
окупаемости инвестиций сокращаются до полутора-двух лет,
что практически исключает возможность их выхода на перспективные
высокотехнологичные рынки.