Далее. Необходимость собственными силами обеспечивать исполнение
обязательств и опора на неофициальное «право» с неизбежностью
порождают олигархическую структуру экономики, когда не менее
70% производимого валового продукта так или иначе контролируется
двумя-тремя десятками бизнес-структур, решения в которых
принимаются несколькими сотнями лиц, составляющих деловую
и административную элиту России. С этой точки зрения пресловутое
«господство олигархии» в сегодняшней России – не досадное
недоразумение и не временное явление переходного периода,
а закономерное следствие существующей хозяйственной и политической
системы.
В свою очередь олигархическая структура экономики вместе
с особой ролью внеправовых отношений обусловливают резкое
сокращение сферы действия законов хозяйственной конкуренции.
Общенациональный рынок распадается на отдельные территориальные
и отраслевые сегменты, контроль над которыми осуществляет
ограниченное количество административных и бизнес-структур.
Так называемые барьеры для входа на рынок при попытке перейти
в новый сегмент часто столь велики, что затраты на их преодоление
перекрывают выигрыш от расширения масштабов реализации.
Проще говоря, для того чтобы выйти в новую сферу или просто
на новый уровень деятельности, каждый предприниматель сегодня
вынужден чуть ли не заново отстраивать систему отношений
с чиновниками и «авторитетами», искать соответствующие «подходы»
и отбиваться (или откупаться) от недовольных. Конечно, в
итоге все проблемы такого рода при наличии средств могут
быть решены, но сопутствующие издержки могут быть столь
велики, что фактически выполняют роль административного
запрета.
Каждый из таких сегментов, хотя и имеет определенную территориальную
привязку, не связан жестко с тем или иным регионом, а определяется
исключительно границами возможностей господствующих на них
групп интересов и контролируемых ими ресурсов.
При этом контроль существующих в стране разных групп интересов
над отдельными ресурсами не дает возможности ни одной из
них не только установить единоличный контроль над экономикой
в целом, но даже построить внутри экономики свой собственный
замкнутый цикл хозяйственной деятельности. Для извлечения
дохода из имеющихся у нее ресурсов каждой из групп неизбежно
приходится вступать в отношения с другими группами, достигая
формального или неформального понимания. При этом, несмотря
на то что отношения между этими структурами, а также между
ними и подконтрольными им хозяйствующими субъектами строятся
не столько на основе рыночных принципов, сколько на соотношении
сил, они тем не менее не принимают форму иерархического
соподчинения. Соответственно, соглашение с какой-либо одной,
пусть даже наиболее мощной группой не дает хозяйствующему
субъекту гарантии беспроблемного существования и не избавляет
его от необходимости искать соглашения с другими, в том
числе и менее мощными группами.
Исторически малый срок существования ныне действующих
групп интересов, а также постоянные изменения в соотношении
сил между ними, вызываемые как переменами во внешних условиях,
так и процессами внутри этих групп, препятствуют формированию
стабильной системы хозяйственных отношений в масштабе
всей страны и обусловливают постоянные переделы собственности
и сфер влияния.