В
течение своей десятилетней истории «ЯБЛОКО» прошло сложный
путь организационного становления. Возникнув в ноябре 1993
г. как избирательный блок, уже в январе 1995 г. на Учредительном
съезде «ЯБЛОКО» преобразовалось в общественное объединение.
На этом съезде был избран Центральный Совет объединения
во главе с Явлинским. Но за этот небольшой период среди
учредителей «ЯБЛОКА» произошли изменения. Из блока в 1994
г. ушла часть представителей Республиканской партии во главе
с Владимиром Лысенко. Но в том же году на правах региональной
организации к «ЯБЛОКУ» присоединилась Региональная Партия
Центра в Санкт-Петербурге. Одновременно в этот период повсеместно
началось строительство региональных и местных отделений
«ЯБЛОКА». К тому моменту стало очевидно, что для успешной
партийной деятельности впредь уже будет недостаточно рыхлых
организационных структур без постоянного членства, а потребуется
создание устойчивой и разветвленной сети партийных организаций.
Это было необходимо для расширения своей электоральной базы,
улучшения работы с избирателями, поскольку эффективно бороться
за их голоса возможно только при хорошо организованной партийной
структуре. Другой вариант усиления позиций – через привлечение
больших денег на политическую рекламу или использование
административного ресурса – для «ЯБЛОКА» был закрыт.
В 1996 г. V Съезд «ЯБЛОКА» подвел итоги дискуссии о путях развития объединения
и проголосовал за решение о постепенном преобразовании объединения в партию. Но
на реализацию этой задачи ушло 7 лет. Принятие в 2001 г. Закона о политических
партиях поставило все политические объединения перед жестким выбором – либо превратиться
в партию, которая в организационном плане должна соответствовать определенному
набору требований, зафиксированных в новом законе, либо сохранить за собой лишь
статус общественного объединения с неизбежной потерей претензий на значительную
роль в политике. Это побудило все организации партийного типа, включая и «ЯБЛОКО»,
ускорить преобразование в партии. Х съезд «ЯБЛОКА» (декабрь 2002 г.) завершил
этот процесс. На съезде были приняты программа и устав партии и ее уточненное
название – Российская демократическая партия «ЯБЛОКО», избран новый руководящий
орган – Федеральный Совет. В настоящее время партия насчитывает более 20 тыс.
членов, состоящих в 74 региональных и местных отделениях. В соответствии с законодательством
партия строится на индивидуальном членстве. Прием в партию осуществляется уполномоченным
на это руководящим органом по личному заявлению желающего вступить в партию.
Перед съездом в партии развернулась острая дискуссия об основных направлениях
партийного строительства, в ходе которой обсуждались две основные позиции. Согласно
первой из них, сформулированной первым заместителем руководителя фракции «ЯБЛОКА»
в Думе Сергеем Иваненко, главную роль в партии должна играть парламентская фракция,
а собственно партийный аппарат следует существенно сократить. С иной точки зрения,
выраженной бывшим заместителем председателя «ЯБЛОКА» Вячеславом Игруновым, напротив,
основное внимание нужно было уделить созданию партийной вертикали, строительству
партструктур на местах, деятельность которых должна осуществляться на принципах
жесткой дисциплины. Осенью 2001 г. Игрунов, не согласившийся с возобладавшей в
«ЯБЛОКЕ» линией партийного строительства, вместе с группой единомышленников вышел
из партии. Однако в политических кругах истинными причинами этого демарша называли
другие мотивы. Игрунов явно претендовал на бульшую роль в принятии решений в партии
и вместе со своими сторонниками был ориентирован на более тесное сотрудничество
с Кремлем. К тому же Игрунову не понравилось, что федеральные органы партии вмешались
в ход избирательной кампании «ЯБЛОКА» по выборам депутатов Московской городской
Думы, в организации и осуществлении которой он играл заметную роль. Выход Игрунова
из партии и создание им нового политического объединения социально-либерального
толка «СЛОН» не повлекли за собой раскол «ЯБЛОКА». В итоге партию покинула лишь
немногочисленная группа, а «СЛОНУ» так и не удалось стать заметной силой на российской
политической сцене.
Существует мнение, что деятельность «ЯБЛОКА» ограничивается в основном парламентскими
рамками43, а региональным проблемам партия не уделяет большого внимания. Однако
такую оценку вряд ли можно признать справедливой. На местном уровне помимо регулярного
участия в выборах органов исполнительной и представительной власти, партия традиционно,
начиная еще с «Нижегородского пролога», занимается разработкой программ регионального
развития, участвует в борьбе за утверждение демократических принципов там, где
они грубо нарушаются местными властями.
В своей региональной деятельности «ЯБЛОКО» считает приоритетными усилия, направленные
на развитие городов, ибо там проживает 73% населения России, сконцентрировано
80% главного экономического потенциала страны и сосредоточен средний класс, который
и должен сыграть решающую роль в реализации рыночных преобразований. Исходя из
этого «ЯБЛОКО» разработало программу муниципального развития, в которой основное
внимание уделено предложениям по решению таких болевых проблем современных российских
городов, как преодоление высокого уровня безработицы, повышение уровня доходов
населения, модернизация жилищно-коммунального хозяйства, улучшение состояния окружающей
среды, спасение научных и культурных центров.
«Яблочная» программа муниципального развития показывает, что города имеют возможность
решить значительную часть своих насущных проблем своими силами, если федеральная
власть создаст для этого необходимые условия. Такими условиями «ЯБЛОКО» считает
проведение эффективной экономической политики и создание законодательных гарантий
развития полноценного городского самоуправления.
Крупным проектом регионального развития стала разработанная еще в 1994 г. программа
приватизации в Москве, которая создавалась как альтернатива общенациональной стратегии
приватизации, проводившейся главой Госкомимущества России Анатолием Чубайсом.
Мэр столицы Юрий Лужков высоко оценил предложенную Москве программу: «Явлинский
– это трезвомыслящий политик и талантливый экономист, который не запятнал себя
участием в предыдущей приватизации. Кроме того, его позиция совпала с нашей. И
он, и мы были против приватизации Чубайса. Мы высказывались резче, он спокойнее.
Теперь, устранив Госкомимущество, у нас появились возможности провести приватизацию
в Москве особым образом и создать свою систему. Мы, конечно, можем разработать
ее сами, но идеи «ЭПИцентра» и серьезных специалистов, которые там работают, позволят
нам сделать последовательные и правильные в экономическом и хозяйственном плане
шаги. Будем исправлять «чубайсовщину»44 . В дальнейшем некоторые идеи этой программы
были использованы в ходе московской приватизации, что помогло сохранить стабильность
городской экономики в наиболее сложный для нее период формирования новой рыночной
среды.
Разработка предложений по развитию регионов осуществляется и по линии оказания
консультативной помощи регионам, что предусмотрено договорами о сотрудничестве,
заключенными «ЯБЛОКОМ» с некоторыми субъектами Федерации.
В настоящее время «ЯБЛОКО» намерено заняться реализацией еще одного крупного регионального
проекта. В 2003 г. Явлинский, выступая в городе Белая Калитва (Ростовская область),
сделал заявление о том, что «ЯБЛОКО» приступает к разработке программы экономического
возрождения малых и средних городов России. Эта инициатива мотивирована тем, что
вопреки многочисленным обещаниям правительство фактически бросило жителей этих
городов на произвол судьбы. Выполнение ранее принятой федеральной программы поддержки
малых и средних городов оказалось фактически свернутым. Уровень жизни в них остается
крайне низким. Нежелание правительства заниматься этой проблемой стало, кстати,
одной из причин, почему «ЯБЛОКО» в июне 2003 г. выступило за вынесение вотума
недоверия Кабинету Касьянова.
Программа же, которую начало разрабатывать «ЯБЛОКО», будет включать в себя три
основных блока: разработка перечня мер, которые нужно осуществить для развития
малых и средних городов на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и
конкретные предложения по примерно 250 городам. Программу предполагается завершить
к осени 2003 г. и представить накануне общенациональных выборов Президенту РФ,
региональным и местным властям, широкой общественности. Если у этой программы
появятся шансы на реализацию, то у «ЯБЛОКА» откроются новые возможности для расширения
географии своего электората в направлении малых и средних городов.
Важным направлением региональной деятельности «ЯБЛОКА» стали усилия по защите
демократических прав и процедур в тех субъектах Федерации, где фактически существуют
авторитарные политические режимы, в частности в Калмыкии, Башкирии. Эта деятельность
включает в себя публичное обнародование в печати фактов нарушений местными властями
законов, попытки восстановить справедливость через судебные инстанции, участие
в выборах в местные органы власти, невзирая на противодействие со стороны руководства
этих субъектов Федерации. Подобные усилия, кстати, не встречают поддержки у федеральных
властей, которые, по-видимому, стремятся путем невмешательства во внутреннюю политику
этих региональных режимов поддерживать стабильность на общефедеральном уровне.
Действия организаций «ЯБЛОКА» по защите прав граждан и демократических процедур
в ряде регионов связаны с большими рисками. Так, в Калмыкии была убита активист
регионального отделения «ЯБЛОКО», главный редактор газеты «Советская Калмыкия»
Лариса Юдина. Благодаря активности и настойчивости федеральных структур «ЯБЛОКА»
был доказан политический характер этого убийства и осуждены непосредственные исполнители
преступления. Его заказчики из местных органов власти, увы, оказались недоступны
для правосудия.
Еще во время работы в Нижнем Новгороде создатели «ЯБЛОКА» убедились в том, что
успешная реализация партийных идей и подходов на местном уровне возможна лишь
при условии, что власть находится в собственных руках или в руках союзников, готовых
работать совместно на основе согласованных программ.
Уже вскоре после создания «ЯБЛОКО» включилось в борьбу за участие в местных органах
власти. И хотя за прошедшее десятилетие «ЯБЛОКУ» не удалось добиться крупных побед,
например, выигрышей на губернаторских выборах, для партии, которая не представляет
ни нынешние постсоветские, ни прежние элиты коммунистической эпохи, и достигнутые
результаты на региональных выборах следует признать значительными. И дело не в
количестве мест, полученных в законодательных собраниях субъектов Федерации или
выигранных постах мэров городов, а в том, что победы в избирательных кампаниях
удавалось использовать для осуществления реальных изменений в жизни этих регионов.
Одним из таких достижений можно считать участие представителей «ЯБЛОКА» в деятельности
городской администрации Санкт-Петербурга в 1996–1999 гг. Началось все с того,
что в 1996 г. «ЯБЛОКО» поддержало на выборах губернатора Петербурга не тогдашего
главу города Анатолия Собчака, а его основного соперника Владимира Яковлева. Как
участники победившей коалиции представители «ЯБЛОКА» получили высокие посты в
городской администрации. Председатель петербургского отделения «ЯБЛОКА» Игорь
Артемьев занял пост первого вице-губернатора и председателя Комитета финансов,
Чумак – председателя Комитета по транспорту, Володькин – первого заместителя председателя
Комитета по управлению городским имуществом, Резник – заместителя председателя
Комитета по делам семьи, детства и молодежи.
За два с половиной года работы в администрации Петербурга представители «ЯБЛОКА»
внесли заметный вклад в улучшение социально-экономической ситуации в городе. Были
снижены налоговые ставки, что привело к лучшей собираемости налогов и, в конечном
итоге, к увеличению доходов бюджета. Удалось реструктурировать и сократить задолженность
города, и это помогло ослабить давление долговых обязательств на городской бюджет.
Артемьеву удалось провести в жизнь и другие экономические разработки «ЯБЛОКА».
Были отменены налоговые льготы для монополистов, принят местный закон, в котором
предлагалось сократить размер стоимости патента для индивидуальной трудовой деятельности
и полностью отменить оплату патента для субъектов малого предпринимательства с
образованием юридического лица. По инициативе представителей «ЯБЛОКА» в Санкт-Петербурге
была введена упрощенная система налогообложения малых предприятий.
Управленческий аппарат городской администрации после прихода в нее представителей
«ЯБЛОКА» был сокращен на 25%.
Результатом продуманной финансовой политики стало выполнение городского бюджета
с профицитом, а сам бюджет с 1998 г. стал максимально прозрачным.
В январе 1999 г. в связи с изменениями в политике губернатора Яковлева «ЯБЛОКО»
перешло в оппозицию к нему и правительству Санкт-Петербурга с отзывом своих представителей
из органов управления.
Петербург был наиболее крупным городом в России, в котором представители «ЯБЛОКА»
занимали столь высокие управленческие должности и имели возможность, пусть в течение
короткого периода, реализовывать свои программные установки.
Если говорить о средних и малых городах, то следует назвать город Кропоткин на
Кубани. Его администрация, руководимая представителями «ЯБЛОКА», накопила интересный
опыт преобразований.
Всего же к началу 2001 г. члены партии «ЯБЛОКО» в региональных органах власти
имели следующее представительство: депутатов различных уровней и глав администраций
насчитывалось 275 человек; депутатов Законодательных собраний в субъектах Российской
Федерации – 42 человека; руководителей органов местного самоуправления – 14, из
них глав администраций и мэров – 7; вице-мэров – 1; председателей представительных
органов и их заместителей – 7.
В ходе региональных выборов 2000 г. впервые в различные органы власти были избраны
23 человека, а 65 были избрано повторно. Конкретно по регионам это распределилось
так: в Ачинском округе – заместитель председателя Окружной Думы; в Астрахани –
заместитель председателя городского совета; в Калининградской области – председатель
городского совета города Полесска; в Обнинске – председатель городского собрания
депутатов; в городе Олонец – мэр; в республике Коми – заместитель председателя
городского совета города Сыктывкара; в Краснодарском крае – мэр города Кропоткина,
председатель городского совета и глава администрации Брюховецкого района; в Мурманске
– заместитель председателя областной Думы и председатель Кольского Районного совета.
В 2001 г. в Москве от «ЯБЛОКА» в Московскую городскую Думу избраны три депутата;
в Московской области – глава администрации Шатурского района, заместитель председателя
городского совета города Красноармейска и председатель городского совета Звенигорода;
в Нижегородской области – мэр города Арзамаса; в Пензе – заместитель председателя
Городской Думы; в Свердловской области – мэр города Ирбита; в Ставропольском крае
– председатель Буденновского городского совета и мэр города Зеленокумска.
Везде, где представители «ЯБЛОКА» получали возможность проводить в жизнь программные
установки, налицо были значительные успехи. Увеличивались налоговые поступления
в местные бюджеты, люди начинали получать заработную плату, не платившуюся до
этого месяцами, снижалась социальная напряженность, развивалась социальная сфера.
Причем все это достигалось без принятия популистских решений, а только на основе
рационального использования имеющихся ресурсов45.
«ЯБЛОКУ» за истекшее десятилетие удалось создать широкую
сеть местных организаций. Однако проблема заключалась
в том, что далеко не всегда удавалось сохранить их устойчивость.
Так же как и в федеральном центре, известны случаи, когда
представители «ЯБЛОКА», согласившись на работу в местных
администрациях, прерывали контакты с партией. Для ряда
организаций была характерна текучесть кадров. Нередко
внутри региональных организаций возникали острые конфликты.
Более чем в 10 случаях федеральным органам партии приходилось
принимать решения о роспуске местных отделений. В конечном
итоге «ЯБЛОКУ» пришлось разрабатывать специальные поправки
в Устав, усиливающие регламентацию действий, связанных
с реорганизациями, роспуском и созданием новых региональных
и местных отделений. Отчасти это вызвано тем, что партийная
система на местах еще только формируется. Она еще не достигла
того уровня стабильности и устойчивости, который существует
на федеральном уровне. В этих условиях кадровые переходы
из одной партии в другую, перетекание наиболее ярких фигур
в бизнес и администрацию неизбежно становятся весьма распространенным
явлением. Но несмотря на это, «ЯБЛОКУ» удалось добиться
устойчивого роста своих местных организаций, что косвенно
свидетельствует об укреплении авторитета партии в регионах
(некоторые данные об этом см. Приложение
3).
43 См., например: Политические
партии, движения и организации современной России на рубеже
веков. (Аналитический справочник). Спб.: Изд-во Михайлова
В.А., 1999, с. 112.
44 «Московский комсомолец», 20 августа
1994 г.
45 См. об этом подробнее: «ЯБЛОКО»
действует. Только факты. М., ЭПИцентр., 1999.