Министр культуры Владимир Мединский заявил о необходимости усилить меры господдержки в области российского кинематографа, чтобы его не разрушила «всемирная машина Голливуда». Ранее руководитель студии «Мосфильм» Карен Шахназаров сказал, что в стране нужно ограничить прокат американских фильмов. Мединский признался, что его радует появление таких идей. Он привел в пример фильм «Фантастические твари», доля в прокате которого в ноябре составляла до 70% сеансов.
Инициативу Шахназарова и Мединского прокомментировал зампред «Яблока», театральный режиссер Александр Гнездилов:
— Когда режиссер не уверен в себе и в том, что он делает, он бежит к чиновникам за помощью. Пусть они издадут директиву, которая обяжет смотреть его фильмы. Но что же делать, если на одних сеансах все билеты проданы, а на других шаром покати? Интерес зрителей приказом не обеспечишь.
Поддерживать российский кинематограф надо, но не тепличными условиями для киноэлиты, лояльной власти и оторвавшейся от реальной жизни россиян. Тут сколько миллионов долларов не вкладывай, а их тщетные потуги выдать пропаганду за творчество смотреть широкий зритель не будет. Нужно поддерживать артхаус, поддерживать поиски живых классиков и искать новых Балабановых, Хуциевых, Германов, Сокуровых, Звягинцевых, Тарковских, Абдрашитовых... Артхаусные фильмы стоят дешевле и наше кино на этой территории вполне конкурентоспособно в сравнении с Голливудом и другими странами Европы и Азии.
Второе: поддерживать не пропаганду, а честный разговор о своем настоящем, прошлом и будущем. Очень печально, когда вдруг, словно из ниоткуда, возникает Юрий Быков с «Дураком» и «Майором», публика устремляется к нему, а государство торопится его нанять и тут же удушить его творчество «Спящими». Дать людям честно говорить, что у них на сердце — и никакой Голливуд этому кино не помеха.
И наконец, поддержка зрительского кино, добротного мейнстрима — она возможна, но в качестве соинвестора, на условиях возврата средств, без вбухивания бюджетных миллионов в черную дыру. С распределением на прозрачных конкурсах, с персональной ответственностью экспертов, голосующих за поддержку того или иного фильма.
Парадокс в том, что как раз мертвое пропагандистское кино сегодня больше всего пытается, теряя штаны, бежать за Голливудом. Оставить его в прошлом — вот лучшая мера для поддержки конкурентоспособности российского кинематографа. Его творческая уникальность, а значит — и особая ниша на кинорынке, формируется там, где нет госзаказа. Какой-нибудь «Белый тигр» того же Шахназарова можно легко переснять, допустим, в Китае. И все будет то же самое. Госзаказ везде уныло одинаков. А вот, допустим, «О чем говорят мужчины»: не то, что снять в другой стране — и перевести нелегко будет. И в кинотеатры на Квартет И народ идет. И им не страшна конкуренция с Голливудом. Свобода от штампов и пропаганды, поддержка поиска и творчества подарят нам мощное отечественное кино.
О ком статья?
Член Федерального политического комитета партии. Театральный режиссер. Главный редактор Smart Power Journal