После 24 февраля 2022 года в России резко усилились репрессии в отношении несогласных с проводимой государством политикой.
Съезд "Яблока", 2019 год. Фото: пресс-служба партии
По данным проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал» в начале 2022 года в России было 426 политзаключенных (343 в связи с реализацией права на свободу вероисповедания, а 83 человека – вне связи с ним), а по состоянию на 22 ноября 2023 года – 615 человек (416 и 188 человек соответственно). По данным «ОВД-Инфо» и «Медиазоны», с 24.02.2022 произошло не менее 19 840 задержаний граждан за выражение антивоенной позиции, к административной ответственности по статье 20.3.3 КоАП («Дискредитация использования ВС РФ») было привлечено не менее 8 122 человек, а уголовному преследованию в связи со своей антивоенной позицией подверглись не менее 774 человек.
Базой для политических репрессий стали законы о наказании за «фейки» и «дискредитацию», делающие криминальным публичное выражение мнения о происходящем во время специальной военной операции, не совпадающего с официальным.
Практика рассмотрения в судах дел по соответствующим статьям показывает, что практически всегда, за редчайшими исключениями, принимаются решения об уголовном или административном наказании, с фактическим освобождением стороны обвинения от необходимости реально доказывать вину (так, «доказательством вины» при обвинении в «фейках» считается несовпадение мнения обвиняемого с официальной позицией Министерства обороны), с опорой на сомнительные «экспертизы» и отбрасыванием любых аргументов защиты.
С таким же заведомо обвинительным уклоном в судах ведутся дела об «экстремизме», «создании экстремистского сообщества», «нежелательных организациях», «государственной измене», «оправдании терроризма» и другим статьям УК, используемым для политических преследований оппонентов власти.
В подавляющем большинстве случаев обвиняемых по уголовным статьям до суда на протяжении многих месяцев держат в СИЗО несмотря на отсутствие общественной опасности и игнорируя состояние здоровья обвиняемых.
Результатом стало появление множества новых политических заключенных.
Среди лишенных свободы за антивоенную позицию – наши товарищи, члены партии «Яблоко». Журналист из Абакана Михаил Афанасьев приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы. Петербуржец Василий Неустроев с июня этого года находится в СИЗО, ему грозит до 15 лет тюрьмы. Лидеры Якутского и Камчатского отделений партии Анатолий Ноговицын и Владимир Ефимов признаны виновными в «дискредитации армии» и осуждены на 200 тыс. рублей штрафа каждый. Дело лидера Вологодского «Яблока» Николая Егорова, также обвиняемого в «дискредитации», недавно передано в суд, он находится под подпиской о невыезде. Наш товарищ Владимир Кара-Мурза был приговорен к 25 годам колонии строгого режима.
В продолжающем расти списке политических заключенных – Алексей Горинов и Илья Яшин, Юрий Дмитриев и Алексей Навальный, Андрей Пивоваров и Ольга Смирнова, Всеволод Королев и Виктория Петрова, Евгения Беркович и Светлана Петрийчук и многие другие. Только что вынесен приговор Александре Скочиленко, «дело» которой стало ярчайшим примером игнорирования судом даже нынешних норм права.
Среди новых политзаключенных есть те, чью политическую позицию «Яблоко» не разделяет. Но они преследуются властью не за реальные действия, опасные для общества, а за выражение своей позиции, за то, что являются оппонентами власти, а значит, относятся к категории политических заключенных.
Рост политических репрессий сопровождается ползучей реабилитацией сталинизма, устанавливаются памятники Сталину, фактически остановлена реализация утвержденной в 2015 году Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, при попустительстве власти разрушаются и демонтируются памятники на мемориальных кладбищах, где захоронены жертвы политического террора.
«Яблоко» расценивает происходящее как разрушение уважения к закону и праву, как деградацию судебной и правоохранительной системы и реальную угрозу возвращения практики массового политического террора.
Мы требуем освобождения всех политических заключенных, отмены принятых в последние годы репрессивных законов, пересмотра всех вынесенных по ним решений и привлечения к ответственности всех причастных к политическим преследованиям.
Председатель Федерального Политического комитета
Г. А. Явлинский