5 марта 2020
Решение Федерального политического комитета №157 от 4 марта 2020 года

О решении Бюро от 21 февраля 2020 года

Заслушав и обсудив доклад Председателя партии Н.И. Рыбакова о решении Бюро N 2406 от 21.02.2020г., сообщения члена ФПК Л.М. Шлосберга и Председателя ФПК Г.А. Явлинского,

Федеральный Политический комитет Партии «ЯБЛОКО»:

  1. Отмечает, что решение Бюро Партии № 2406 от 21.02.2020 г. принято в рамках уставных полномочий и компетенции Бюро.
  2. Обращает внимание Председателя Партии, члена ФПК Н. Рыбакова на неудачную организацию процесса принятия решений и порядка трансляции заседания, вызвавшие непонимание принятого решения у ряда членов Партии.

Вместе с тем, Федеральный Политический комитет Партии считает:

- неприемлемым существование в Партии «ЯБЛОКО» группировок, вождистских корпораций. В соответствии с Уставом в нашей Партии - индивидуальное членство. Групповщина, разделение на «своих» и «чужих», на «мы и они», так же как и дирижирование голосованиями с помощью смс и другими аналогичными методами, - недопустимы;

- неприемлемым создание атмосферы злобы, хамства и неуважения внутри партии, разрушающие не только отношения между людьми, но и саму партию как сообщество товарищей и коллег; такая ситуация является безусловно вредной и противоречащей принципам партии, провозгласившей человеческое достоинство, уважение к человеку и моральный императив высшими ценностями. Партия не может существовать без доверия между членами партии и доверия к внутренним процедурам и институтам. Систематическая деятельность, подрывающая доверие к внутренним процедурам, наносит партии ущерб;

- безосновательные и безответственные обвинения руководства партии в «фальсификациях, манипуляциях» нанесением политического ущерба в соответствии с Уставом Партии;

- необходимым ускорить процесс подготовки реформ в Партии в соответствии с решениями Съезда. При разработке предложений следует исходить из того, что членство в партии должно быть обусловлено искренней поддержкой программы и принципов партии, совместной политической работой по реализации целей и задач партии, а не желанием избрания той или иной личности руководителем партии или регионального отделения. Внутрипартийная борьба не может подменять собой обязанность члена партии участвовать в деятельности партии и отстаивать ее интересы.

Детальный анализ процессов, происходящих в региональном отделении партии в г. Москве в течение последних трёх с половиной лет, показал, что в центре событий - не просто борьба за посты и влияние в партии, а столкновение очень разных, совершенно не пересекающихся друг с другом представлений о том, что такое политическая партия. Для большей части членов «ЯБЛОКА» понимание партии - это политический институт со своей программой, идеологией, представлением о будущем страны, состоящий из людей, готовых и желающих мирно и законно бороться за соответствующие изменения в стране. Эта институциональная составляющая очень важна в наше время, когда демократические политические институты в стране выхолощены до предела. «ЯБЛОКО» как институт демократической политической альтернативы в создавшейся ситуации имеет особое значение не только для нас, но и для страны.

Однако в партии появились люди, которые относятся к партии не как к институту, а как к инструменту достижения личных целей. Это не исключает у них некоторых убеждений, даже идеалов. Но на первом месте для них - не создание устойчивых институтов, которые объединяют сторонников этих идеалов, а вера в технологии как способ достижения желаемого. Это воплощение идеи Зигмунта Баумана о «текучем» зле.

Можно, конечно, рассуждать о кризисе шумпетерианской модели демократии и традиционных партийных форм, но события последних лет показывают, что «liquid modernity - текучая современность», разрушающая традиционные институты, не создаёт новых. Институты не становятся «жидкими», они просто перестают существовать. Это касается не только демократических партийно-государственных систем, корёжащихся под напором популизма. Это и об информационной сфере, в которой слом традиционной иерархии информации, её верификации, разжижение института качественной политической прессы, не привело к созданию нового качества. Надежда на то, что социальные сети создадут удобную «персональную газету» для каждого, также не оправдались.

Политкомитет, рассматривая сложившуюся ситуацию именно с институциональной точки зрения, считает вредной и наносящей политический ущерб практику инициирования публичных обращений региональных отделений, выражающих несогласие с решениями руководящих органов партии, которые в свою очередь принимают решения в соответствии со своими полномочиями и обязанностями, возложенными на них Уставом.

Рассматриваемая проблема относится к числу сложных и противоречивых. Очень непросто ухватить суть того, что происходит. Однако для того и создан Политкомитет, чтобы формулировать, обсуждать и принимать решения по проблемам такого уровня.

Председатель Федерального Политического комитета

Г.А. Явлинский