21 января 2022
Интервью Николая Рыбакова изданию «Коммерсантъ - Ярославль»

Николай Рыбаков: Есть установка ликвидировать выборы по партийным спискам

20 января Николай Рыбаков посетил Ярославль, где проходили слушания об отмене выборов муниципальных депутатов по партийным спискам. Николай Рыбаков приехал на слушания, чтобы вместе с ярославцами выступить за сохранение списков, за свободные выборы и против монополизма партии власти. В ходе визита Николай Рыбаков дал интервью изданию «Коммерсантъ - Ярославль». 

Фото: пресс-служба партии

— С чем связан ваш визит в Ярославскую область?

Визит именно в сегодняшний день связан непосредственно с проведением слушаний по изменению в устав города Ярославля. На ситуацию смотрят со многих городов страны, поскольку отсюда может начаться движение по изменению уставов очень многих городов и уничтожению партийных списков на выборах, как мы ожидаем, как региональных, так и в столицах субъектов федерации. Мы понимаем, что есть такая установка у нынешней власти — ликвидировать выборы по партийным спискам. В Ярославле это особенно понятно, ведь зачем нужны партийные списки при низком рейтинге «Единой России». Выиграть в одномандатном округе можно за счет большинства и не иметь оппозиции при отсутствии партийных списков. Это первая цель визита.

Вторая — обсуждение с региональным отделением партии «Яблоко» подготовки к выборам в муниципалитет Ярославля, которые для нас безусловно важны. Кроме того, я в целом стараюсь ездить как можно больше в региональные организации, потому что уникальность «Яблока» заключается в том, что мы имеем 78 региональных отделений. Этого не может представить ни одна другая непарламентская партия, и мы понимаем, что существование только в Москве — невозможно.

— Как отмена партийных списков может повлиять на ярославское отделение «Яблока»?

На само региональное отделение изменение в уставе Ярославля, скорее всего, не повлияет. Это повлияет на то, что у людей, поддерживающих оппозиционные партии, будет меньше шансов получить своих представителей в городском парламенте.

В чем вообще смысл выборов? В том, чтобы граждане могли прийти, и выбрать своего представителя в органе власти. Для стабильности государства важно, чтобы как можно больше людей понимали, что у них есть свой представитель во власти, и через него граждане влияют на те решения, которые принимаются, а их мнения учитываются. Соответственно, если у тысяч людей, а в масштабах страны у миллионов людей, такого представительства не будет, то для долгосрочной стабильности государства это плохо. Для решения конкретных задач конкретной власти в данный момент времени это простой вариант. А для стабильности страны на десятилетия, а то и столетия — это плохо.

Мы стараемся объяснить, что нужно развивать политическую конкуренцию. Нужно, чтобы как можно больше людей было представлено и в федеральном, и в региональных парламентах. Что хорошего от того, что сейчас в федеральной государственной думе нет ни одной партии, которая высказывалась бы против политики, которую проводит президент? Ничего хорошего. Это плохо в том числе и для самой власти — они загнивают, разлагаются, не видят конкуренции, спокойно лежат на пуховых одеялах и думают, что все вокруг прекрасно, а самое ужасное — это то, что думают в Вашингтоне.

Люди, предлагающие такие решения, как изменение устава Ярославля, считают, что важно решить проблемы здесь и сейчас, а что будет «когда нас не будет» — не сильно важно. Почему-то они считают, что их это уже не коснется. На те звонки, которые раздаются из Беларуси, из Казахстана, эти люди никак не реагируют. Они предполагают, что там власти были недостаточно жесткими, допустили такую возможность. Вместо того, чтобы развивать демократические институты, важным из которых является система политических партий, хотят сделать все наоборот — нужно, чтобы все было закатано, заморожено, закручено, и тогда будет стабильность. На самом деле тогда только сильнее будет взрыв.

Как аналогия — у меня была скороварка, в которой еда быстро готовилась. Но ее нужно было плотно закручивать. Там конечно все быстро готовится, но когда скороварка взрывается, вся квартира оказывается в ее содержимом. И у нас такое было в стране — в 1917 году, в 1991 году. Одни и те же ошибки были допущены дважды, когда интеллектуальные элиты не умели управлять государством. И после 1917 года они не смогли элементарно удержать страну и все покатилось под откос. Одной из задач «Яблока» как раз и является подготовка к тому моменту, когда будет происходить смена власти и нужно будет принимать участие в формировании будущей политики страны.

— Одним из громких событий в жизни ярославского отделения партии стало исключение из рядов экс-председателя «Яблока» Олега Виноградова. Бюро партии указывает, что причиной исключения стало «самозванство». Почему после подписания заявления об объединении с представителями других оппозиционных партий региона господин Виноградов был исключен?

Если ты не являешься председателем отделения, то нельзя подписывать документы как председатель отделения.

— Однако господин Виноградов и ранее подписывал документы как председатель партии после приостановления его полномочий. Была ли какая-то реакция партии на это?

Когда в стакан что-то капает, то в какой-то момент он переполняется, и все переливается через край. Мы каждый раз объясняли господину Виноградову, что он не может так делать. Один раз человек может ошибиться, а если систематически, то выходит, что человек что-то не понимает.

— То есть, до событий января текущего года Олегу Виноградову за нарушения поступали только предупреждения?

Мы стараемся людям объяснять ошибки. Если непонятно, то приходится принимать более жесткие меры. Эти меры в отношении Олега Виноградова последовали из-за объема нарушений, к содержанию заявления это не имеет никакого отношения. В тот же день Бюро партии приняло заявление, что мы, безусловно, боремся за выборность мэров, губернаторов и за выборы по партийным спискам. К содержанию документов вопросов нет. Вопрос в том, что человек не мог так подписывать этот документ.

— В ярославском отделении партии «Яблоко» в течение полугода не происходит процедуры перерегистрации членов. В чем причина?

Перерегистрация — это не только проверка документов, когда перекладывают бумагу из одной стопочки в другую. Тогда было принято решение о перерегистрации, поскольку были существенные претензии к организации работы регионального отделения, полномочия были приостановлены. Это партийная процедура, которая позволяет всем сбавить пар, прийти в чувство и идти дальше. Не все смогли прийти в чувство, Бюро партии приняло жесткие решения, и сейчас довольно быстро пройдет перерегистрация и восстановится работа отделения.

— Кто в дальнейшем будет руководить ярославским отделением?

Процедура выбора председателя устроена по уставу, своего руководителя должны выбирать сами члены регионального отделения. Я всегда на этом настаиваю. На конференции внутри отделения будут выдвинуты кандидатуры, и дальше претенденты на позицию лидера партии в регионе будут рассказывать о своих программах, убеждать членов партии в своем видении развития «Яблока» в Ярославском регионе. Кому будет выказано больше доверия — тот и получит голоса.

— На сегодняшнюю работу партии в регионе сейчас непосредственно влияет отсутствие представителей в муниципалитете и областной думе?

Конечно, влияет, и наша задача состоит в том, чтобы эту ситуацию изменить. Безусловно, когда «Яблоко» представлено в законодательных собраниях, как в Петербурге, городской думе Москвы, в Пскове, Новгороде, Карелии — активность депутатов всегда видна больше. Мы понимаем, что, находясь в меньшинстве, сложно добиться того, чтобы большинство тебя поддержало. На это влияет в значительной степени, в том числе, профессионализм и мастерство приходящих в партию политиков в умении убедить большинство поддержать их ради той или иной инициативы.

— Какие планы у партии на грядущие выборы в муниципалитет Ярославля?

Сейчас у «Яблока» около 400 депутатов в муниципалитетах по всей стране. Для людей очень важно иметь своего представителя, который придет к ним во двор и будет защищать те интересы, те права, которые есть у этих людей. Мы будем стараться использовать тот опыт, который у нас есть, чтобы в Ярославле становилось больше тех, кто пойдет избираться в депутаты. У нас есть многолетний опыт и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других городах. В Ярославле, как в одном из наиболее демократических городов страны, мы тоже рассчитываем, что найдем поддержку. Постараемся за этот год сделать так, чтобы здесь наши представители имели как можно больше контактов с людьми.

— Что, по вашему мнению, требует внимания и изменений в Ярославском регионе в первую очередь?

На мой взгляд, нужна поддержка той предпринимательской среды, которая есть в регионе. Это очевидно, что в Ярославской области есть атмосфера предпринимательства. На примере региона с хорошими перспективами, находящегося в европейской части страны, недалеко от Москвы, но имеющего свои серьезные длительные традиции, развитие предпринимательского и научного кластеров это самое важное, что может сейчас быть для Ярославской области.

— Как относитесь к ситуации с коронавирусом в регионе, и оправданы ли ограничения, возложенные в том числе и на предпринимателей?

Когда начиналась очередная волна заболеваемости коронавирусной инфекцией в стране летом прошлого года, мы предлагали объявить локдаун. И опасения людей, в том числе предпринимателей, насчет ограничительных мер связаны с тем, что ограничения будут влиять на работу их предприятий. Мы как раз и обращаем внимание государства на то, что нужно объяснить, как будут компенсированы для бизнеса те меры по нераспространению инфекции, которые принимаются. Возможности у федерации для этого есть, но должны быть приняты решения на федеральном уровне.

К сожалению, за почти два года с момента начала распространения ковида в России до сих пор нет четких правил, как будет действовать правительство в случае необходимости введения более жестких мер. Поэтому граждане, в том числе и бизнес, каждый раз понимают, что меры, направленные на ужесточение ограничений, не проводятся одновременно с мерами по поддержке бизнеса. Рестораны закрываются раньше, чем должны закрываться, и государство должно это компенсировать. Но сейчас этого не происходит. А меры компенсации должны быть по всей стране, не только бизнесу конкретного региона.

Власть не приняла тех решений по помощи гражданам, попавших в тяжелую ситуацию, которые должны были быть приняты. Изменился образовательный процесс. Много кто обращает внимание на то, что должна быть специальная помощь учителям, а также семьям с детьми, направленная на адаптирование к онлайн-обучению. Сейчас снова идет рост заболеваемости, снова возможны новые ограничения. Наученные многолетним опытом граждане опасаются, что введенные меры не будут сопрягаться с поддержкой.

Опасения касаются и вакцинации. Граждане не доверяют той информации, которая от государства исходит. Это обратная сторона пропаганды. Ошибкой были рассказы в начале пандемии о том, какие западные вакцины плохие и опасные. Граждане справедливо задают вопросы — почему там, за рубежом, вакцины злобные и опасные, а наши — хорошие? Просто не надо было использовать вакцину как инструмент информационной борьбы с Западом. Сейчас у партии есть предложения по признанию и разрешению использования в России зарубежных вакцин. Нужно предоставлять выбор, как и в случае с политикой.

Политика распространяется на все сферы жизни. Не может быть такого, что при отсутствии демократии и дискуссии в стране будет расцветать все остальное. Этого не бывает.

Беседовал Глеб Гузенко

Оригинал


Статьи по теме: Региональные выборы


Все статьи по теме: Региональные выборы