Три подряд передачи Первого канала, посвященные «Охта-центру» (причем с резко критическим уклоном), не просто вывели проблему на федеральный уровень. Они разрушили миф, ссылаясь на который питерские власти безропотно выполняли все желания «Газпрома», задумавшего возвести в Северной столице 403-метровый «газоскреб».
«Решение строить башню принято лично Путиным, а мы только выполняем команду», — давали понять питерские чиновники после решения городского правительства, разрешившего для газпромовского небоскреба высотное «отклонение». Гипотеза выглядела правдоподобной — но лишь до тех пор, пока против башни не начали все громче и громче выступать те, кто вряд ли на это решился бы, если б она действительно была «путинским проектом».
Первым это сделал министр культуры Александр Авдеев, заявивший, что министерство будет «принимать решительные меры, чтобы не допустить возведение небоскреба», и поручивший Росохранкультуре оценить законность выдачи разрешения на «отклонение». В свою очередь, глава Росохранкультуры Александр Кибовский заявил, что в адрес его ведомства «не поступало ни одного обращения в поддержку «Охта-центра». Заключение Росохранкультуры (Александр Авдеев направил его прокурору Петербурга) оказалось убийственным — в нем констатируются многочисленные нарушения законодательства об охране культурного наследия и делается вывод о том, что питерское правительство не имело права выдать указанное разрешение.
В ответ представители «Охта-центра» не нашли ничего лучшего, чем объявить сказанное «частным мнением» министра, и в очередной раз (вопреки исследованиям, которые сами же заказывали) стали уверять, что высотное здание «не испортит» панорамы города, а число сторонников башни неуклонно растет и превысило число противников. В свою очередь, губернатор Валентина Матвиенко заявила, что те, кто поддерживает башню, «поддерживают молча, они не ходят на митинги и не пишут письма»…
Но тут были обнародованы результаты опроса ВЦИОМа (считающегося близкой к Кремлю структурой), по которым лишь 23% горожан положительно относятся к проекту «Охта-центра», а 50% — отрицательно. Затем выступил Никита Михалков, заявивший, что «фантазии и архитекторов, и строителей, и руководства надо усмирять, когда дело касается исторических центров и нарушения реального облика города». Это должно было крайне насторожить Смольный: Никиту Сергеевича никто еще не посмел упрекнуть в отсутствии чутья относительно позиции власти, и, если уж он встал из окопа — значит, он точно знает, что стрелять не будут. А затем Первый канал показал разгромный сюжет в программе «Вечернее время».
Впервые в федеральном эфире было сказано о защите уникального архитектурного облика города, который изуродует башня. Были показаны результаты компьютерного моделирования влияния башни на питерские виды, рассказано о том, что строительство небоскреба уничтожит уникальные археологические памятники на территории Охты, и дано слово независимым экспертам, приведены данные социологов, показывающие, что большинство горожан — резко против небоскреба…
Случайно такие сюжеты в прайм-тайм на Первом канале не показывают — к тому же ситуация повторилась еще дважды. Сперва по небоскребу «проехались» в программе «Прожекторперисхилтон» (заметив, что «Растрелли и Росси не предполагали, что большой стеклянный штырь будет стоять на берегу Невы»). А затем 12 ноября — аккурат в день президентского послания — в программе Максима Шевченко «Судите сами» оппоненты и сторонники башни встретились в прямом эфире.
Среди противников «газоскреба» были Александр Кибовский и президент Союза архитекторов Андрей Боков, назвавший башню «убогой архитектурой». Сторонниками выступили режиссер Владимир Бортко и главный архитектор башни Филипп Никандров. Ведущий открыто встал на сторону оппонентов башни.
Три таких снаряда подряд случайно не падают в одну воронку — налицо явное доказательство того, что поддержки сверху у этого проекта нет. Растерявшиеся сторонники башни немедленно объявили передачу «тенденциозной», увидев за ней «руку Москвы», которая таким путем якобы пытается убрать питерского губернатора. Правда, силы, тянущие эту зловещую руку, так и не были названы поименно…
Что дальше? В Смольнинском суде Петербурга вторую неделю идет процесс, где «яблочники», а также активисты из движения «Охтинская дуга» требуют отменить постановление об «отклонении». Активисты «Гражданской коалиции в защиту Петербурга» начали акцию «Синяя ленточка», которая объявлена «знаком защиты небесной линии Петербурга». Правда, Госдума отклонила предложение фракции эсеров вызвать на «правительственный час» 18 ноября генпрокурора, министра культуры и руководителя Росохранкультуры в связи с «беспрецедентным нарушением федерального, международного и регионального законодательства» при выдаче разрешения на «отклонение» для «Охта-центра». Но то, что ситуация вокруг «газоскреба» кардинально меняется, становится все очевиднее.
Борис Вишневский, Новая газета