Городская милиция ищет в рядах городских жителей провокаторов и рецидивистов. И зачастую проявляет излишнее рвение. Как в ряды экстремистов и радикалов попадают ветераны Великой Отечественной войны и журналисты?
Вместо поздравления с Днем победы - вопросы следователя. За прошедшую неделю к 81-летнему пенсионеру сотрудники милиции приходили дважды – 6 и 8 мая. Интересовались, причастен ли он к деятельности экстремистских организаций.
Иосиф Абрамсон, пенсионер: «6 мая вечером был звонок домой. И молодой человек, после того как я открыл дверь, сказал мне, что он от милиции. Дальше он мне сказал, что считает глупым то поручение, которое получил. Но что поделаешь, ему такой дали приказ. Дальше он спросил меня: вы состоите в РРПК? Я такой организации не знаю, поэтому там не состою».
В руках сотрудника милиции пенсионер увидел некое распоряжение МВД. В документе указывалась необходимость усилить контроль за неформальными объединениями. В экстремизме подозревают и членов официально зарегистрированной партии. За последние несколько месяцев сотрудники милиции провели беседу с каждым третьим молодым «яблочником». В их числе была и Дарья Макухина. 4 мая к ней домой пришли милиционеры и предложили пройти с ними в отдел.
Дарья Макухина, член партии «Яблоко»: «Я сказала, что не являюсь членом никаких неформальных молодежных объединений. Но это не воспрепятствовало к причислению меня к лицам, занимающимся экстремистской деятельностью. Судя по тому, что они заполняли эту карточку, да. Эта карточка, название которой я видела, лица, причастного к экстремистской деятельности. Там записали, что я член РОДП "Яблоко"».
На каждого потенциального экстремиста заводится учетная карточка. В ней указывается фамилия, имя, отчество, паспортные данные, перечисляются все члены семьи и ближайшие родственники. И самое главное, указывается членство в политических партиях, либо в общественных организациях.
К документу прикладываются ксерокопия паспорта, фотография и отпечатки пальцев.
По окончании беседы сотрудник милиции заносит в карточку и личные впечатления от общения.
Заместитель директора АЖУРа Евгений Вышенков также попал в экстремистские списки. В отделе милиции его допрашивали на предмет причастности к некой РРА.
Евгений Вышенков, заместитель директора АЖУРа: «Тысячи этих данных рассылается по месту регистрации, а затем - на месте, либо в территориальном органе - сидит участковый, либо оперуполномоченный, который вообще не знает, что такое объединенный гражданский фронт, что такое неонацистская организация, чем анархо-коммунисты отличаются от антиглобалистов. Его задача - вызвать, сфотографировать, взять объяснение, отпустить. Если мы будем поступать по букве закона, я думаю, что 95% этого списка мы обязаны будем вычеркнуть».
Как рассказали «Последним известиям» в ГУВД по Петербургу и Ленобласти, ранее учетом экстремистски настроенных граждан занимался УБОП. В связи с реорганизацией этого управления в настоящее время проходит сверка всех списков. Более подробно комментировать ситуацию в милиции отказались.