Вечером 5 апреля появились экстренные сообщения о том, что в городе Орске Оренбургской области прорвало дамбу и что началась эвакуация жителей. 6 апреля Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о халатности и нарушении правил безопасности при ведении строительных работ. Вода стала заходить и на соседние районы, в том числе на столицу региона Оренбург. Глава отделения партии «Яблоко» в посёлке Новая Биофабрика (г. Орск) Нина Авдеева рассказала о ситуации в городе на 10 апреля.
Нина Авдеева. Фото: личный архив
Вода пошла на убыль, и это очень сильно заметно. Но я вот сегодня шла пешком на работу, потому что транспорт не ходит в нашем районе. Я проходила мимо кладбища, там ещё недавно все кресты были под водой. Сейчас где-то наполовину вода ушла, я думаю, метра на полтора. Там, где вода ещё остаётся, люди перемещаются на лодках, там, где вода отступила, ходят в сапогах. Автобусы не ездят, потому что затопило мост, который соединяет Старый город и Новый. Я живу в районе Старая Биофабрика, там дома частного типа, туда тоже вода дошла. Чтобы не пустить воду дальше, люди набирали мешки с щебнем и забивали проходы там, где она могла пробиться.
Паники нет, конечно. Люди стараются бороться с этим. Создали чаты, переписываются друг с другом, рассказывают последние новости, то есть помогают друг другу как могут. Мои друзья живут у других моих друзей. У меня семья живёт из Орска. Их не затопило, но в доме отключили воду, свет, газ. Куда им идти с пятью детьми? Я их взяла к себе. Свет у нас отключают регулярно, но вода и газ есть, слава богу. Воду нам волонтёры привезли. Перебоя с продуктами в магазинах, которые не затопило, нет.
Улицы Орска. Фото: Нина Авдеева
Проблема номер 1 сейчас, естественно, что у многих просто не осталось жилья. У моей свахи, например, дом утонул полностью. Самое дефицитное это питьевая вода. У меня сейчас живёт 10 человек. Чтобы попить чай, воды нужно 6 литров. В день 20 литров воды у нас уходит чисто на то, чтобы попить и пополоскать рот. У кого-то есть скважины, откуда можно набирать воду, у нас такой нет. Но люди пишут в чатах: приезжайте, набирайте, мы вывели на улицу шланг. Знаете, что про народ хочу сказать? Очень много волонтёров. Я даже про своего зятя никогда не думала, что он может быть волонтёром. Сейчас он целыми днями кого-то на лодке возит, воду доставляет. И очень многие так. Много объявлений о том, что кому нужно подвезти воду, сообщайте адреса, вот номер телефона.
Понимаете, люди сами справляются, не надеясь на власть. Сами по мере возможности пытаются друг другу помочь. Вот что ценно. Внутри, может быть, и кипит, но сейчас люди пытаются выжить.
Когда народ вышел на площадь перед администрацией, это был всплеск эмоций, отчаяние. Оказалось, что можно было давно эту дамбу прорыть, и может быть, город бы не утонул. А вы нас заперли в «бутылку». Почему вы так сделали? Это говорит о том, что власть не на своём месте. Сейчас они много обещают. Но пока из моего окружения никто никаких компенсаций не получил. Нужно ехать в МФЦ, оформлять какие-то документы.
Раньше население у нас было 264 тысячи. Но молодёжь уезжает, и сейчас где-то 160 тысяч жителей осталось. Город провинциальный, патриархальный, разделённый на две части: старый и новый, и очень большой по площади. Урал делит его на две части, европейскую и азиатскую. Старый город в Азии находится, там частный сектор, а Новый с многоэтажками – в Европе.
Сама дамба была построена году в 2010-м. Её изначально строили неправильно, и люди уже тогда возмущались. Просто насыпали грунт на уровне пяти метров. А что это для Урала, когда каждый год река сбрасывает воду. У нас же Ирикла (Ириклинское водохранилище на реке Урал) – нужно понимать, что вы делаете. У нас Урал и Орь раз в четыре года разливаются основательно. Хотя они узкие, но они находятся как в каменном мешке, у них с обеих сторон горы.
Мы сидим «внизу», ничего не знаем. Но они там, «наверху», видели. Почему Ирикла не начала сбрасывать раньше? Почему они довели до 2 тысяч кубов в день? Они же видели, что вода поднимается. Только после того, как люди устроили бунт, они прорыли дамбу и дали воде уйти в поле. А до этого они что делали? В советское время начинали сбрасывать Ириклу очень рано. Пик всегда приходится на 14-16 апреля. Это 100-процентная вина руководства города. Какие тут грызуны?
Я здесь живу давно, такого безобразия ещё не было. Они начали вывозить людей только тогда, когда все дома практически ушли под воду. Козупица (мэр Орска Василий Козупица) ещё 4 апреля ездил по дамбе и говорил, что всё нормально. И что-то он не говорил, что грызуны там что-то прогрызли. Самое главное, что вода вроде тихая, как будто не шевелится, но она наступает, и это очень страшно.
Улицы Орска. Фото: Нина Авдеева
Красиво говорил губернатор, когда встречался с инициативной группой, что землю они всю обеззаразят, что они пройдут по всем домам. Вы представляете, сколько домов им придётся пройти? Они упадут с ног. Это же целый город. Майку затопило, Старый город затопило, Никель затопило. Все сады и огороды затоплены. Я даже боюсь, не грозил бы нам голод. Страна нам не даст, может быть, погибнуть, но всё равно тревожно. Вода дошла даже до Нового города, куда никогда не доходила. Они обещают сделать всё за полгода. А где люди будут жить эти полгода? Сейчас, конечно, много пунктов временного размещения. Практически все школы, которые не затоплены, работают как ПВР. Но волосы на голове шевелятся, когда читаешь, что нужны памперсы или матрасы для лежачих. Люди, правда, сразу откликаются и привозят, что могут.
Приехал ваш Куренков (глава МЧС Александр Куренков), и они три дня заседали. Я смотрела на него, и мне казалось, что он даже не понимает, где он находится, когда он летал тут на вертолёте. Какой-то город Орск… У него такое потерянное лицо было.
Мы русские. Мы уроки не извлекаем, у нас всё будет по-прежнему. Дамбу надо строить с умом. Строить и не воровать. Но через четыре года всё будет ровно так же.
Мэра города мы уже не выбираем, нам в этот раз его назначили (в 2019 году), и каждый следующий мэр хуже предыдущего. Этот вообще уже не пытается ничего делать. Первое время он возмущался тем, что в городе происходит, а потом вообще перестал выходить на связь с людьми. Толковых руководителей сейчас нет. К власти рвутся одни хапуги. Ещё лет 10 назад было так, что ты мог к любому специалисту в Белый дом, как мы называем администрацию, зайти, что-то спросить. Сейчас они закрылись от людей, посадили двух церберов, повесили большой щит, около него – телефон, по которому ты можешь позвонить, и, может быть, к тебе кто-то выйдет. Но дальше входа тебя не пустят. Они отгородились от людей полностью.
Каждый желающий может принести в Центр помощи продукты питания, предметы первой необходимости, вещи и медикаменты. Адрес: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, 28 (вход со стороны ул. Комсомольской), офиса партии «Яблоко». Часы работы: с 15 до 19 часов ежедневно. Вас также могут встретить в офисе и в другое удобное для вас время по договоренности.
Если вам неудобно добираться в офис партии, члены «Яблока» могут приехать к вам и забрать продукты и вещи для Центра. Для этого необходимо связаться с нами по телефону: +79198502635 (также можно писать WhatsApp, Viber, Telegram). По этому же номеру можно обращаться, если вы сами оказались в сложной ситуации и нуждаетесь в помощи.