Сегодня, 26 апреля, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович и представители ЮНИСЕФ презентовали исследование «Знание школьниками Москвы собственных прав и способов их защиты».
«Мы должны заниматься не только социально незащищенными детьми, такими, как сироты, но и так называемыми «обычными». Это принципиальная позиция» - сразу отметил московский омбудсмен в начале своего выступления.
«Как только мы говорим о знании детьми своих прав, об их защите,- это вызывает отторжение во взрослом обществе. Во взрослом мышлении уже существует дискриминация по отношению к детям – как к еще не полноценным, тем, кто еще только должен стать людьми», - продолжил Евгений Бунимович.
Уполномоченный убежден, что без знания школьниками своих прав в школе не возможна демократичная толерантная обстановка.
«Школьники должны знать свои права и обязанности. Я уверен, что ответственность вырабатывается не через ремень и репрессии, а через знание своих прав. Это приводит и к уважению прав окружающих», - заявил Евгений Бунимович.
В ходе исследования было опрошено 900 учеников общеобразовательных и специальных школ. Анкетирование показало, что уровень информативности школьников о своих правах довольно высокий( 80-90% опрошенных). Причем международные документы (такие как Конвенция ООН по правам ребенка) известны учащимся в большей степени, чем российские.
Но знания школьников о конкретных правах и способах их отстаивания гораздо ниже(25-30% учащихся ориентируются в личных правах, но защищать их готовы только 10-15%).
Подростки очень пассивны и терпимы в отношении нарушений своих прав. Так, 40% опрошенных предлагали «перетерпеть» ситуацию нарушения своих прав дома. Если дело касается школы, то «терпеть» дискриминацию согласны 20% учеников.
Тем не менее, согласно полученным данным, в Москве растет информированность о правах в среде детей 14-17 лет. Причем 14-летние осведомлены о своих правах лучше, чем их более старшие товарищи.
Большую часть информации(60%), касающейся своих прав, подростки получают в школе. Но усваивать информацию в существующей форме школьникам, по их собственному признанию, тяжело и неинтересно.
СМИ вносят значительно больший вклад в получение правовых знаний у подростков, чем родители и члены семей (26% против 13%).
Одной из основных рекомендаций исследователей по улучшению нынешней ситуации является необходимость создания единой государственной концепции правового воспитания детей.
Результаты исследования уполномоченный по правам ребенка Евгений Бунимович обсудит с экспертами и столичными чиновниками.
«Слово о правах ребенка в учительском коллективе заставляет задуматься, прежде чем дать подзатыльник», - отметил Евгений Бунимович в завершении презентации.