В программе «После новостей» руководитель группы научных коммуникаций исследовательского центра РАН Егор Задереев и директор экологической организации «Плотина», заместитель председателя Красноярского «Яблока» Александр Колотов рассказали о том, безопасен ли уровень концентрации рутения-106, обнаруженного около Красноярска в ноябре.
– Егор, расскажите, все-таки вещество рутений вредно для человеческого организма?
– Смотря, в каком количестве. Безусловно, если мы говори про радиоактивный изотоп, и его будет очень много, то это, конечно вредно, как и любое радиоактивное вещество в дозах, превышающих разрешенные уровни.
Если мы говорим о текущей ситуации, то те уровни содержания рутения-106, которые были зарегистрированы, в сотни раз ниже того, что мы можем получать от фоновых уровней, которые нас окружают.
То есть, этот рутений, который сейчас зафиксирован в Челябинске и, возможно, около Красноярска, безопасен. Это единичные атомы, зафиксированные благодаря высокоточному оборудованию.
– А вы сами к какой версии склоняетесь, из-за чего произошел выброс?
– Наиболее непротиворечивая версия с точки зрения физики была озвучена в газете «Троицкий вариант», что это одно из предприятий в районе Челябинска, но, так как я не эксперт в атомной отрасли, то не буду гадать.
– Почему, по-вашему, официальные лица не подтверждали информацию и не хотели говорить о реальной ситуации?
– Проблема очень сложная. С одной стороны, общество имеет полное право на то, чтобы получать информацию о событиях, которые могут угрожать их жизни. С другой стороны, ничего жизни людей не угрожало в принципе, потому что мы говорим об очень низких концентрациях этого экзотического вещества.
Конечно, есть сильные страхи по поводу радиации в целом. Эта фобия у людей началась после Чернобыля, и она до сих пор не преодолена.
В свою очередь, Александр Колотов возмутился, почему информацию о выбросах никак не комментировали официальные лица.
– Александр, откуда вы впервые узнали информацию о том, что в Красноярском крае обнаружен рутений?
– Информацию о появлении рутения я впервые услышал от журналистов ТВК, и меня это очень удивило. Система оповещения должна быть устроена таким образом, что подобные данные вообще-то должны говорить официальные лица, компетентные специалисты.
Думаю, здесь дело в том, что мы все больше и больше заворачиваемся в «железный кокон».
Давайте вспомним, как все это было. Когда мы узнали, что в Европе есть превышения от фоновых значений рутения-106, что нам сказали официальные лица? Что у нас все хорошо, и нам беспокоиться не о чем – пусть беспокоится Европа.
Проходит почти 2 месяца, и Росгидромет вдруг неожиданно публикует данные, и оказывается, когда Европа стояла на ушах, около Озерска был зафиксирован экстремально высокий уровень загрязнения.
– Скажите, а какой в теории должна быть служба экологического оповещения, чтобы люди ей верили в нынешней ситуации?
Предприятия атомной отрасли неслучайно возят журналистов в технические туры, показывают объекты без ущерба национальной безопасности. Они пытаются завоевать доверие у населения. А такой случай, который у нас был с рутением, уничтожает годы кропотливой работы. Я думаю, такая служба должна быть государственной.