Деятельность органов власти Республики Калмыкия в последние 23 года имеет в целом неизменно негативный фон и последствия. Это сопровождается отрицательными результатами большинства принимаемых ими решений, неоправданной и ошибочной кадровой политикой, расточительностью в расходах, искажёнными и фальшивыми приоритетами, фактами коррупции, сокрытия истинного положения дел и неэффективностью проводимой политики. В этом же дурном смысле и ряду – деятельность Постоянного Представительства Республики Калмыкия при Президенте Российской Федерации в последние годы. Это не означает, что его история в период «президентства» К.Илюмжинова не заслуживает особого разговора, анализа и выводов.
Постоянное Представительство РК при Президенте РФ является, в соответствии с Положением о нём, органом исполнительной власти Республики Калмыкия, а его деятельность Постоянного Представительства направлена на обеспечение реализации полномочий Главы Республики Калмыкия, органов государственной власти Республики Калмыкия по взаимодействию с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и учреждениями, организациями и гражданами. Данный зафиксированный в соответствующем ведомственном положении статус, цель создания и деятельности Представительства совершенно недостаточен и даже некорректен. Составители данного положения продемонстрировали равнодушие к правовым реалиям и интересам Республики Калмыкия и калмыцкого народа (ойрадов России), и в этом смысле – они были не профессиональны, а возможно действовали с неким нечистым умыслом.
Мы живём, согласно Конституции РФ, в федеративном государстве. Республика Калмыкия – это часть России, государство в составе Российской Федерации. Поэтому Постоянное Представительство должно представлять в столице Федерации не только и не столько органы государственной власти, сколько всю Республику Калмыкия, как государственное образование, и её многонациональный народ, являющийся по Степному Уложению (Конституции) РК, главным носителем власти в Республике Калмыкия.
Кроме этого, Постоянное Представительство должно представлять в органах государственной власти России калмыцкий народ, т.к., в соответствии со Ст.15 Степного Уложения, Республика Калмыкия является «единственным очагом и хранителем калмыцкой национальной культуры, историко-культурного наследия, гарантирует их сохранение и развитие». Само территориальное образование было создано калмыцким народом в 1920 г. в форме Автономной области калмыцкого трудового народа.
Вполне оправданным было бы, если бы Представительством руководили, а также работали в нём уроженцы Республики Калмыкия, в т.ч. калмыцкой национальности. Кто, как не именно такие граждане, знающие специфику, историю и культуру родной Республики, связанные с Калмыкией родственными и иными многочисленными отношениями, неравнодушные к судьбе своей Родины, будут с любовью в сердце и большой ответственностью отстаивать права и интересы Республики Калмыкия, калмыцкого народа и всего населения региона?
В то же время, в последние годы Постоянными Представителями Республики Калмыкия являлись люди, даже не жившие в Калмыкии. Сначала Глава Калмыкии А. Орлов назначил на эту должность москвича Алпатова Юрия Михайловича, затем – москвича Недопекина Леонида Леонидовича, потом уроженца Азербайджана Ильясова Шамиля Сионовича. С ноября 2015 г. Глава Калмыкии назначил Постпредом уроженца Дагестана Гамзатова Аминулу Якубовича. При этом предыдущие Представители являлись ещё и первыми заместителями Председателя Правительства Республики Калмыкия.
В Постоянном Представительстве не работает ни один житель Калмыкии. Первым заместителем Постоянного Представителя, по Указу Главы РК А Орлова, был назначен Воробьев Андрей Виленович. Все пять отделов Постоянного Представительства возглавляют люди, по-видимому, не имеющие никакого отношения к Калмыкии и калмыцкому народу.
Такая ситуация является выражением прямого пренебрежения к населению Калмыкии, в т.ч. к калмыцкому народу. Это политически непозволительно и совершенно для Калмыкии неприемлемо!
Вызывает недоумение, несогласие и возмущение также то обстоятельство, что Постоянное Представительство практически не содействует реализации инициатив и удовлетворению потребностей уроженцев Калмыкии, проживающих в Москве или приезжающих в столицу по государственным, общественным или личным делам и целям.
В Калмыкии известен факт того, что в здании Представительства препятствовали проведению курсов калмыцкого языка, который на добровольных началах вызвалась проводить одной из уроженок Калмыкии – учительница калмыцкого языка. Это является прямым нарушением Степного Уложения (Статья 17): «Калмыцкий язык является основой национального самосознания калмыцкого народа. Его возрождение, сохранение, развитие и расширение среды употребления являются приоритетными задачами органов власти Республики Калмыкия».
Практически недоступной для жителей Республики является возможность переночевать в Постпредстве, в отличие от Представительств некоторых иных национальных регионов.
Необходимо упомянуть о деятельности Представительства Калмыцкой автономной области калмыцкого народа при Наркомате по делам национальностей (по-сути, при Совнаркоме РСФСР) в начале 1920-х гг., когда заместителем Представителя (А.М. Амур-Санан) был Номто Очиров. Представительство в те годы являлось органом прямой связи между СНК РСФСР и КАО. Оно решало «множество неотложных вопросов, связанных с бюджетными ассигнованиями из центра, восстановлением и развитием животноводства, определением границ автономной области… Буквально спасительной для многих тысяч жителей Калмыкии стала деятельность Калмпредставительства по организации помощи голодающим. В начале осени 1921 г. Н. Очиров был в Калмыцкой степи и видел картину надвигающегося бедствия. Его совместные с Чапчаевым многократные хождения по наркоматам и другим высоким инстанциям в Москве увенчались успехом: Калмыкия была включена в число голодающих областей, ей была обещана продовольственная и иная помощь...». Калмпредставительство отправляло продовольственные грузы для голодающих Калмыкии вагонами: хлеб, крупа, овощи и т.д. Номто Очиров заручился согласием Американской администрации помощи (АРА) открыть пункты питания в Автономной области, обеспечил поставки продовольствия в Калмыкию от дружественных монгольского и бурятского народов. Благодаря активности Н. Очирова и в целом – Калмпредставительства, Наркомвнешторг закупил за границей кирпичный калмыцкий чай, а Наркоматы, обеспечивающие различные участки борьбы с голодом в Поволжье, выделили для Калмыкии значительные суммы ассигнований. Было сделано ещё очень много, в результате чего были спасены десятки тысяч жизней.
Так ли эффективна работа Постпредства РК при Президенте РФ сегодня?
Калмыцкое общество в настоящее время не осведомлено о том, чем именно занято Постоянное Представительство РК при Президенте РФ. Народ Калмыкии должен получить полный отчёт о финансово-экономических и практических результатах деятельности Постпредства, которое ежегодно поглощает на своё содержание десятки миллионов рублей из Республиканского бюджета Республики Калмыкии. Необходимо разобраться с его функциями и характером деятельности, изменить в соответствии с реальными потребностями Калмыкии Положение о Постоянном Представительстве РК при Президенте Российской Федерации.
КРО партии «ЯБЛОКО» поддерживает действия и патриотическую позицию общественной организации «Калмыцкое землячество», объединяющей выходцев из Калмыкии в г. Москва, которая первой подняла вопрос о странной и необъяснимой с точки зрения жителя Калмыкии кадровой политике Главы РК А. Орлова в отношении Постоянного Представительства РК при Президенте РФ.
Глава Республики Калмыкия допустил возникновение и развитие этой несправедливой и неприятной ситуации. Являясь гарантом защиты экономических и политических интересов Республики Калмыкия, он же должен исправить её в самое ближайшее время.
Боромангнаев Б.Б.,
Председатель КРО партии «ЯБЛОКО»