Единственный кандидат от партии «Яблоко» в депутаты ЗакСобрания Владимирской области Дмитрий Кушпита рассказал о том, почему ему отказали в регистрации, а также о том, почему он всё равно будет участвовать в выборах.
Дмитрий Кушпита. Фото: пресс-служба партии
Лидер регионального отделения партии «Яблоко» во Владимирской области Дмитрий Кушпита в интервью Зебра ТВ заявил, что отказ в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания по одномандатному округу №13 не заставит его отказаться от участия в следующих выборах.
Напомним, Кушпита был единственным, кого партия «Яблоко» выдвинула во Владимирской области кандидатом в депутаты ЗакСобрания на выборах, которые пройдут в трёхдневном режиме с основным днём голосования 10 сентября. Из-за нехватки ресурсов — как людских, так и материальных — демократы не стали выдвигать список кандидатов. Так как «Яблоко» не представлено ни в Госдуме, ни в облпарламенте, кандидаты от партии должны собирать подписи избирателей в поддержку их выдвижения. В округе №13, в который входит восточная часть Фрунзенского района города Владимира, в частности, улицы Безыменского, Добросельская, Егорова, микрорайоны Лесной и Оргтруд, штаб Кушпиты собрал 1 405 подписей, из которых партийцы сами забраковали часть, сдав в итоге в Территориальную избирательную комиссию (ТИК) Фрунзенского района города Владимира 1 232 подписи. Из них 38 подписей были признаны недействительными, и таким образом Кушпите не хватило всего 6 подписей для того, чтобы получить статус зарегистрированного кандидата — требовалось 1 200 автографов.
В интервью Зебра ТВ Дмитрий Кушпита рассказал, что для него сбор такого числа подписей уже является достижением. Он также пояснил, что не видит ничего плохого в том, что на общественных началах выступал советником бывшего главы города Владимира, члена «Единой России» Андрея Шохина.
Кушпита считает, что хоронить его (в политическом смысле этого слова) рано, так как он сам переживёт (опять же, в политическом плане) своих оппонентов.
***
То, что вы единственный, кто выдвинулся на выборы в ЗакСобрание Владимирской области от партии «Яблока», это что было? Попытка показать, что один в поле - тоже воин? Или это просто было что-то типа «ввязаться в драку с предсказуемым результатом, а там посмотрим»?
Ни то, ни другое. Я просто прекрасно понимал, какими силами и ресурсами я обладаю, какие возможности есть у регионального отделения партии «Яблоко». Для участия в выборах по партийным спискам кроме того, что требовалось собрать 6 тысяч подписей, нужно было ещё выставить и определённое количество людей - хотя бы 30-40 человек. Вы сами понимаете, что сейчас в тех условиях, в которых мы с вами живём, многие люди, даже члены партии «Яблоко», немножечко так боязливо относятся к тому, чтобы даже просто идти по спискам, потому что есть факты, когда люди просто из-за того, что у них есть их определённое личное мнение, только за это мнение они получают 25 лет, и они немножко этим напуганы. Поэтому я для себя принял решение, что пойду по одномандатному округу, а список партия выдвигать не будет.
«Яблоко» всегда на всех уровнях выступало на выборах и по одномандатным округам, и спискам, это очень тяжело, когда ты работаешь и на партсписок, и на одномандатный округ. Поэтому было принято решение, что я выдвигаюсь от партии по одномандатному округу, чтобы со всеми серьёзными намерениями просто-напросто выполнить несколько трудных задач: собрать подписи, зарегистрироваться, победить.
Когда вы собрали подписи и сдали их, вы мне позвонили и сказали: «Мы сделали это!»
Собрали 1 405 подписей.
Но потом уже сразу же допустили, что часть из них признают недействительными, и вас не зарегистрируют в качестве кандидата в депутаты. То есть, для вас такой результат неожиданностью не стал?
Давайте чуть-чуть окунёмся в предысторию этого вопроса. Как принимались изменения в наше законодательство областное? Во-первых, на опыте последних выборов в городской Совет [народных депутатов Владимира в сентябре 2020 года] они поняли, что одномандатные округа - это на 100 процентов единороссовское поле. И к выборам депутатов Законодательного Собрания они резко сократили количество кандидатов по партийным спискам - до 15 человек, увеличили количество депутатов в Законодательном Собрании до 40 человек, таким образом увеличив количество депутатов по одномандатным округам. Это на поверхности лежит, понятно для чего это было сделано - набрать максимальное количество депутатов по одномандатным округам, взять свои несчастные 30% по партийным спискам, больше у нас, извините, «Единая Россия», сроду не набирала, ну и иметь конституционное [Уставное] большинство [в Законодательном Собрании Владимирской области].
Давайте пойдём дальше. Федеральное законодательство гласит так: сбор подписей что по партийным спискам, что по одномандатным округам нужно собрать 0,5% подписей от общего количества избирателей. А наши законодатели приняли то, что по партийным спискам это 0,5%, и я прекрасно понимаю их рассуждения - «да бог с ними - пускай регистрируется, кто сможет». А одномандатникам сделали 3%, то есть фактически они перед одномандатниками поставили китайскую стену, потому что [невозможно] собрать с небольшого округа 3% [подписей от общего количества избирателей], а это около полутора тысяч подписей.
Они решили так: «Мы поставим такую заградительную стену, что никто случайный [в одномандатных округах] не проскочит». Поэтому я просто-напросто для себя поставил задачу доказать нашим законодателям, что при желании это вполне выполнимо. Мои друзья, единомышленники и однопартийцы меня поддержали в этом вопросе, и мы начали кампанию по сбору подписей.
Сколько человек вы задействовали?
Это штаб, это сборщики, это те, кто проверял подписи - около 25 человек.
У меня сомнения начали закрадываться, что забракуют столько подписей, сколько «надо», после того, как мне назначили проверку подписей сначала на 12:00 в воскресенье 30 июля, потом её перенесли на воскресенье же, но на 18:00, и я понял, что где-то там, наверное, были какие-то переговоры, какие-то совещания с кем-то, допускать меня или нет. То есть, вопрос решался не за столом, где проверялись подписи, а где-то в других областях, скажем так.
Партия «Яблоко» оппонирует действующей власти по политическим и экономическим вопросам. Когда стало известно, что вам отказали в регистрации, отдельные товарищи стали писать о том, что, мол, смотрите - яблочник, советник главы города Владимира, единоросса Андрея Шохина играет с «ЕР» в эти игры и вот ему от единороссов же и прилетело. Вы к этому как относитесь?
Да никак. Я не отвечаю за то, что творится в головах других людей. Кстати, по поводу советника, я также сейчас являюсь и советником господина [Дмитрия] Наумова. У меня в документе написано: «советник главы города» - всё. Там нет никаких фамилий, ни Шохина, ни Наумова. У меня этот документ после назначения Наумова на эту должность никто не отозвал, никаких распоряжений, никаких приказов по администрации не было. По этому документу я имею доступ в мэрию. Требуются мои советы или не требуются? Это второй вопрос. Ко мне за советами не обращаются, а я, извините, не даю советов тем, кто у меня их не спрашивает. Спросят, дам.
Это вы про нынешнего главу города Владимира Дмитрия Наумова?)
Да.
А Шохин часто приглашал вас для того, чтобы обсудить тот или иной вопрос?
Достаточно часто. И я никак не пойму: а причём здесь яблочник-Кушпита и единоросс-Шохин? Сейчас спросите у любого родителя, который ещё три года назад платил за охрану школ, а сейчас не платит. Для них разве важно, что это яблочник подсказал единороссу, сформулировал это как совет, и у нас уже три года выделяются из городского бюджета деньги на то, чтобы родители больше за охрану не платили? Я знаю, что первые два года выделялись по 18 миллионов рублей. Вот людям какая разница? И мне какая разница - единоросс Шохин или не единоросс? Решение-то принято. Причём, когда я шёл в городской совет [в 2020 году] я обещал это своим избирателям и я выполнил, несмотря на то, что не стал депутатом, а просто в качестве советника главы города Владимира.
А после того, как Андрей Шохин стал сенатором у вас с ним какие отношения?
Нормальные. Мы с ним знакомы несколько десятков лет, с детства в футбол вместе играли, дружили. Потом один пошёл в «Яблоко», другой — в «Грушу», и, что? Мне надо было после этого ему на футбольном поле в голеностоп бить? Он и сейчас, когда приезжает во Владимир, иногда с нами мяч гоняет.
У вас как у директора владимирской школы №40 работодателем является...
Глава города Дмитрий Викторович Наумов.
На вас по этой линии - через управление образования администрации города Владимира - не давили? Многие начали историю с тараканами в вашей школе привязывать к тому, это типа сигнал вам.
Честно - давления не было по одной простой причине: за три дня до того момента, когда нужно было сдавать подписи, никто из единороссов не верил, что представитель партии «Яблоко» соберёт нужное количество. Когда мне позвонили из ТИКа и спросили: «Вы придёте на подачу документов на регистрацию?», я сказал, что да, приду. Они: «А что у вас с подписями?» Я сказал, что набрал. Тут же, снова подняли тему тараканов, хотя это - уже вообще давным-давно забытая история. Я понял, что я кому-то всё-таки наступил на хвост. Видимо, они в последние три дня поняли, что я представляю серьёзную конкуренцию их представителю — [депутату Владимирского городского Совета] Захарову Александру, который возглавляет у нас «Опору России». Я думаю, что они испугались конкуренции с моей стороны.
Я ещё почему рад, что мне удалось собрать подписи? На подписных листах крупным шрифтом было написано, что я выдвинут партией «Яблоко». И те, кто ставил подписи, читали это.
Заметьте: 1 405 человек поставили подпись за выдвиженца партии «Яблоко». Было немало моментов, когда, прочитав «партия "Яблоко"», они говорили, что не будут ставить подписи. Но 1 405 мнений людей из небольшого округа мы собрали, и их позиция не совпадает с генеральной линией, с генеральной позицией, называемыми из каждого утюга. Это дорогого стоит, и у меня душа радовалась.
А, вообще, я бы рекомендовал тем, кто такие правила, как сбор подписей, придумал, попробовать самим пройти эту процедуру. Вот мы заходим в подъезды. Они - полутёмные. Дома на две трети пустые - люди или выехали, или продали жильё. 75% звонков не работают. Я бы хотел посмотреть на этого законодателя, который вот такие жесточайшие правила сбора подписей придумал, как он соберёт хотя бы десяток . Пусть он попробует. Хотя бы раз.
Такой конец этой избирательной кампании для вас лично как-то повлияет на ваше возможной участие в следующих выборах? Или вы уже наелись вот этого всего?
Ещё порох в пороховницах есть. Да у меня вся жизнь в выборах! Я со 2 августа 1998 года в партии «Яблоко» и я всю жизнь в выборах, поэтому всегда держу себя в тонусе. И на городской Совет [в 2025 году] я пойду.
Я раньше пару раз слышал от вас публично, когда кто-то намекал на то, что вы - отработанный материал, вы говорили приблизительно так, что «меня не похоронят»...
Я сегодня больше того скажу: они меня не то, что не похоронят, это я простужусь на их похоронах.
Раньше говорили, что оппозиции необходимо объединяться, но этого, на радость единороссам, не происходит, в том числе и во Владимирской области? Почему?
Да, эта тематика совершенно не сработала. В первой половине нулевых было объединение СПС и «Яблока» на федеральных выборах, но оно результатов не дало. Это происходит по всей России. Вспомните, как наиболее ярая часть оппозиции ранее предлагала: «Голосуйте за кого угодно, только не за партию "Единая Россия"». Ну, и наголосовали. Собственно, мы сейчас и получаем то, о чём [один из основателей партии «Яблоко» Григорий] Явлинский говорил непосредственно во время избирательной кампании в 2020 году, что голосуя так, вы голосуете за «ЕР» и за усугубление ситуации в стране. Ему никто кроме членов партии «Яблоко» не поверил.
Региональный масштаб для объединения оппозиции мелковат, это на федеральном уровне надо договариваться. И это пойдёт по нисходящей. Хотя сейчас и договариваться-то уже некому, да и не с кем.