15 марта в рамках Школы современной политики «ЯБЛОКА» с лекцией на тему «Недостойное правление: политико-экономический опыт России» выступил известный политолог, профессор Европейского университета Владимир Гельман.
Владимир Гельман определяет «недостойное правление» (англ. «bad governance») как низкий уровень госуправления, не соответствующий социально-экономическим условиям жизни в стране. Подобные режимы отличает масштабная коррупция, ориентация «элиты» на присвоение ренты (в том числе от продажи полезных ископаемых) и ее монополия на принятие решений.
К сожалению, отметил докладчик, подобный политико-экономический порядок – достаточно устойчивый, и его невозможно реформировать в отдельных сферах управления: необходима широкая реформа государственных и общественных институтов.
"Я утверждаю, что проблемы, связанные с низким качеством управления связаны с тем, что в России был создан политико-экономический порядок недостойного правления, предполагающий присвоение публичной политической и экономической власти в частных целях", - сказал Владимир Гельман.
Также политолог предостерег от прямого заимствования опыта успешных стран, поскольку бездумный перенос эффективно работающих там институтов приводит к их «шитизации» (от англ. «shit»): институты встраиваются в «вертикаль» недостойного правления.
В качестве примера Владимир Гельман подробно остановился на провале реформы российских железных дорог, которая вместо повышения эффективности выстроила систему выкачивания дотаций из региональных, а теперь уже – и из федерального бюджетов. То есть – из кармана налогоплательщика.
В качестве удачных примеров выращивания новых институтов внутри старой системы, Гельман привел регулярную армию, созданную Петром I на базе «потешных полков» и «шарашки», ставшие в 1960-70 годы основой советской прикладной науки. Неудачной попыткой выращивания новых институтов в наши дни оказался проект «Сколково».
Анализируя современный украинский опыт и российский опыт 1990-х годов, Владимир Гельман подчеркнул, что смена политических режимов – условие для ликвидации системы «недостойного правления» хотя и необходимое, но недостаточное. Также и участие страны в процессах глобализации может не привести к разрушению «ядра» недостойного правления.
В качестве возможного пути Гельман видит определенное ограничение суверенитета – по принципу бывших стран «соцлагеря», вошедших в состав Европейского союза. Им пришлось принимать «европейское» законодательство и формировать институты управления по образцу, принятому в ЕС. В результате большинству из них удалось преодолеть собственные режимы недостойного правления. Впрочем, и ограничение суверенитета само по себе панацеей не является – несмотря на то, что для послевоенных Германии и Японии оно оказалось действительно эффективным.
После выступления политолог ответил ответил на многочисленные вопросы. В частности, член Бюро партии «ЯБЛОКО» Анатолий Голов попросил перечислить страны, которые успешно перешли от модели «недостойного правления» к эффективному государству.
В качестве наиболее ярких примеров эксперт назвал Эстонию и Южную Корею, которым удалось заимствовать лучшие практики эффективных государств и вырастить национальные кадры для эффективной бюрократии. В конце XIX – начале XX аналогичный переход совершили США. Китай же, по мнению Владимира Гельмана, в настоящее время находится в переходном состоянии.