25 ноября член Бюро партии и сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов провел занятие Школы ЖКХ на тему «Защищаем свои права».
На примере наиболее актуальной для осенне-зимнего периода коммунальной услуги по отоплению жилья ведущий занятий подробно рассказал, как должен действовать гражданин (и в первую очередь – председатель совета многоквартирного дома), чтобы эффективно защитить права потребителей, получить услугу в полном объеме.
О важности знаний, получаемых в Школе ЖКХ, говорит хотя бы тот факт, что многие слушатели, даже имеющие солидный опыт борьбы за свои права, впервые узнали юридически правильную последовательность действий по обращениям и жалобам. Кому-то может показаться, что «простые бумажки», на которые от бюрократов обычно поступают отписки, не помогут дать тепло в дом. Однако это не так: при правильном подходе можно не только добиться оказания услуги в соответствии с действующими нормативами, но и получить пересчет оплаты за тот период, когда услуга предоставлялась не в полном объеме. А после Нового года – еще и взыскать в свою пользу штраф за нарушение наших прав.
Что касается отопления, то в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, температура воздуха в жилых помещениях не ниже +18°С (в угловых комнатах +20°С). Запрещен и «перетоп»: допустимое превышение температуры составляет не более 4°, то есть, не более +22°С и +24°С в угловых комнатах.
Услуга отопления должна предоставляться непрерывно (а значит, никакого «периодического протапливания» в отопительный сезон быть не должно). Но в случае аварийных ситуаций установлена допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°С до нормативной температуры, не более 8 часов при температуре воздуха в помещениях от +10°С до +12°С и не более 4 часов – при температуре в помещениях от +8°С до +10°С. Если услуга теплоснабжения оказана некачественно, то можно потребовать произвести перерасчет. Так, размер платы за коммунальную услугу за каждый час отклонения температуры от норматива снижается на 0,15% от размера платы за расчетный период.
«За месяц, если все время температура была ниже на один градус, пересчет будет равен 108 % от размера платы за тепло. Если пересчитать на все квартиры дома, а то и квартала, то для управляющей компании, это будет серьезная сумма. Поэтому добиваться компенсации намного эффективней, чем пытаться воздействовать на нее через городскую или районную администрацию, - разъяснил Анатолий Голов. – И в этом процессе ключевую роль играют именно председатели советов многоквартирных домов».
Первое, что надо сделать при нарушении качества коммунальной услуги – позвонить в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить номер, под которым зарегистрировано обращение, время его регистрации, а также свои фамилию, имя и отчество. Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины нарушения качества коммунальной услуги (ремонт на трассе или иное), он обязан немедленно сообщить об этом вам и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. Если причины ему не известны, он обязан согласовать с вами дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.
Всю эту информацию лучше записать, не полагаясь на память. И после этого можно сразу звонить в единую городскую службу по телефону 004, где сообщить информацию о нарушении ваших прав. Тогда ваше обращение будет взято на контроль городом.
Если отопления по-прежнему нет (или наоборот – в квартире стоит жара от перетопа), необходимо написать письменную претензию к управляющей организации. Если и это не помогло – то жалобу в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга на действия (бездействие) управляющей компании. Образцы претензий и жалоб были предоставлены слушателям Школы ЖКХ среди раздаточных материалов.
В короткой заметке не рассказать всех подробностей компетентного доклада Анатолия Голова, со ссылками на действующее законодательство и подзаконные акты, примерами из практики Петербурга и других регионов – еще более северных и холодных. Слушатели задали многочисленные вопросы – одни интересовались о том, как необходимо действовать в конкретной ситуации, когда все инстанции уже пройдены, других интересовало, как писать заявление в прокуратуру и исковое заявление в суд.
«Если и жилищная инспекция не помогла, то на нее можно жаловаться «профильному» вице-губернатору Санкт-Петербурга Николаю Бондаренко и в Москву – заместителю министра строительства и ЖКХ - главному государственному жилищному инспектору РФ Андрею Чибису», - порекомендовал Анатолий Голов.
Он также подчеркнул, что претензия и жалоба обязательно должна быть составлена кратко и понятно, по образцу и содержать только один вопрос, одну проблему. «Если вы изложите несколько вопросов, то это даст прекрасную возможность для отписки и самого общего, неконкретного ответа», - разъяснил Анатолий Григорьевич, отметив, что по каждому отдельному вопросу следует писать отдельную претензию (жалобу) и отправлять их также отдельно, чтобы максимально исключить возможности для отписки.
Следующее занятие Школы ЖКХ состоится 9 декабря 2015 года, в 19.00 по адресу: Шпалерная улица, 13, офис петербургского отделения партии «Яблоко». Тема занятия: «Договор управления многоквартирным домом. Роль Совета дома в его заключении и контроле». В занятии примет участие представитель Жилищного комитета, а также опытный практикующий юрист и представитель одной из управляющих компаний.