Н. КОСТИЦИНА: 14 часов 34 минуты, у микрофона Наталья Костицина, еще раз здравствуйте! Продолжаем петербургский эфир «Эха». У нас в студии глава фракции «Яблоко» в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Григорий Явлинский. Григорий Алексеевич, здравствуйте!
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Добрый день.
Н. КОСТИЦИНА: Естественно, о городских делах поговорим, но все-таки начнем с международной темы. И, в общем, главная международная тема — вы слышали уже, что буквально час тому назад Совет Федерации отменил постановление об использовании Вооруженных Сил России на Украине. «За» проголосовали 153 сенатора, только один высказался против (кстати, интересно, кто такой один). О просьбе Президента стало известно накануне. Президент обратился в Совет Федерации в Кремле, объясняет отмену постановления необходимостью урегулирования ситуации на востоке Украины. Во-первых, хотелось бы услышать вашу реакцию на это, и, в данном случае, с оптимизмом вы относитесь к такому сообщению, либо же с осторожностью?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Я бы сказал так, что я приветствую такое решение. Отношусь к нему с очень осторожным оптимизмом и полагаю, что самым главным в этом контексте является то, о чем заговорили высшие лица страны, и, в частности, об этом начал говорить председатель Госдумы Сергей Нарышкин — о необходимости созвать международную конференцию.
Н. КОСТИЦИНА: По урегулированию.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да, по…
Н. КОСТИЦИНА: Помнится мне, вы даже в эфире нашей радиостанции где-то по весне, по ранней, говорили о необходимости созвать вот такую международную конференцию.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да, спасибо, что вы вспомнили. 9 марта я и моя партия, мы предложили созвать международную конференцию по украинскому вопросу. Это было еще до кровопролития активного на юго-востоке. Мы считали, что это чрезвычайно важная вещь, и призывали к проведению международной конференции для обсуждения всего комплекса вопросов — политики, экономики, антикоррупционных аспектов происходящего, стратегической международной безопасности — с тем, чтобы были учтены все законные международные интересы различных сторон, которые задействованы в этом процессе. Это было очень важным предложением. Мы даже разработали конкретную схему такой конференции.
Н. КОСТИЦИНА: А какой? Можно поподробней?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да. О том, какие заинтересованные стороны, кто может быть председателями в такой конференции, какова должна быть повестка…
Н. КОСТИЦИНА: А кто может быть председателями?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, там, видимо, должны быть в качестве председателей нейтральные страны, которые не имеют прямого отношения к конфликту. Там обязательно должны быть задействованы страны, которые подписали Будапештский меморандум о целостности Украины и безопасности Украины, т.е. это Соединенные Штаты, Великобритания и Россия. То есть, есть целый ряд таких вопросов, отчасти технических, но, в общем-то, содержательных. Вот, если такой процесс, и то, что Нарышкин сейчас об этом говорит, опираясь на ту инициативу, которую мы сделали, или сам — неважно… Важно другое — что подтвердилась правота этой позиции, мы очень рады, что вернулись к этой идее или поставили ее на повестку дня. И вот, в сочетании вот это решение Совета Федерации по просьбе Президента, в сочетании с заявлением Нарышкина о международной конференции это хороший знак, который может давать очень осторожный оптимизм, потому что события на Украине еще в очень плохом состоянии, они еще не улучшились, они находятся в ужасном положении, там продолжают гибнуть люди. По данным ООН, 450 человек погибло только за период с апреля по сегодняшний день и 250 с ноября, то есть, видите, какие цифры, какие потери? По данным ООН, там 30 тысяч беженцев. То есть, там очень и очень тяжелое и плохое положение дел. Но вот такие сигналы, которые происходят, они все же дают некоторую надежду, и я думаю, что все ответственные политики, все ответственные политические силы в России должны поддерживать такое направление. Мы, со своей стороны, будем оказывать всяческую и повсеместную поддержку, используя все наши международные возможности, контакты наши, наши политические связи, профессиональные во всем мире и, в частности, на постсоветском пространстве, чтобы поддержать такие инициативы.
Н. КОСТИЦИНА: Григорий Алексеевич, я уверена, что вы знакомы с планом Петра Порошенко, президента Украины — вот эти пятнадцать пунктов. С вашей точки зрения, благодаря этому плану мирного урегулирования ситуации, удастся сделать?..
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Должна быть политическая заинтересованность в России.
Н. КОСТИЦИНА: Именно в России?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Именно в России должна быть политическая заинтересованность в установлении мира. Если такой политической заинтересованности не будет, это исключено. Если она будет, то этого добиться можно, но тоже не так просто, но без нее точно ничего не произойдет. Должна быть политическая заинтересованность в России в установлении там мира, в прекращении боевых действий. Пока такой политической заинтересованности я не вижу. Вот, разве что, последние вот эти вещи, о которых я говорил, вот эти события, они дают осторожную надежду, но пока их абсолютно не достаточно для того, чтобы была такая политическая заинтересованность.
Н. КОСТИЦИНА: Григорий Явлинский у нас в студии. Давайте, в Петербург возвращаемся, к делам городским. Можно поздравить с каникулами? Депутаты Законодательного Собрания ушли на каникулы, на летние?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну да, закончился сложный период времени, закончилась сессия, год закончился парламентский, можно сказать, и прошла половина срока действия этого Законодательного Собрания. И в этом смысле можно уже подводить некоторые итоги, по крайней мере, прошедших двух с половиной лет.
Н. КОСТИЦИНА: Но итоги со знаком «плюс» или со знаком «минус»?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Вы знаете, я должен сказать вам, что решить целый ряд ключевых проблем для Петербурга, на мой взгляд, за это время не удалось. Моя позиция заключается в том, что не удалось до сегодняшнего дня улучшить бюджетный процесс, не удалось решить вопросы капитального ремонта, энергосбережения, жилищно-коммунального хозяйства, не удалось выработать убедительную, принятую властями стратегию развития Петербурга. С моей точки зрения, не удалось повернуться властям и Законодательному Собранию лицом к городу. Эти проблемы не решены. В то же время, сделаны заделы. Могу сказать вам, что подготовленный в последние полтора-два года большой закон о бюджетном процессе сейчас находится в активной фазе проработки с администрацией города. Он включает в себя ключевые пункты, связанные с прозрачностью, с подотчетностью, с эффективностью затрат, с целевыми задачами, которые должен решать бюджет, с обоснованностью бюджетных расходов. Вот эти все ключевые задачи он решает. Но до сих пор всё остается весьма непрозрачным, и продолжает действовать поправка БФК, которую я считаю поправкой коррупционной, и которую я считаю политической коррупцией, в обмен на которую депутаты послушно голосуют за бюджет даже без его рассмотрения.
Н. КОСТИЦИНА: Ну, как сегодня был — сколько там? — но, по-моему, не весь состав депутатов проголосовал за исполнение бюджета за 2013 год.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да, кроме фракции «Яблоко», насколько я понимаю, голосовала вся почти остальная часть Законодательного Собрания. Это что касается бюджета.
Н. КОСТИЦИНА: Вот, кстати, перед нашим эфиром пришло сообщение о том, что Макаров, спикер Законодательного Собрания Петербурга призвал бюджетно-финансовый комитет парламента учесть ваши предложения по бюджету. Ради красного словца сказано, как вы считаете, так, под занавес сессии?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Вы знаете, я думаю, что, поскольку постоянно проблемы бюджетного процесса не решаются, приходит постепенно понимание, что необходимо всерьез рассмотреть этот вопрос. И, поскольку закон уже готов, и я его уже внес, и он сейчас прорабатывается очень активно, постольку, видимо, Вячеслав Серафимович счел нужным обратить на это внимание. Я поддерживаю это и готов совместно с любыми политическими силами работать над тем, чтобы сделать бюджетный процесс в Петербурге прозрачным, современным, обоснованным и эффективным. Вот те задачи, которые решает этот процесс, потому что это совершенно необходимо и с точки зрения экономического развития города, и с точки зрения финансового планирования в городе, поскольку не исполняется бюджет. Сейчас идет переход на целевые программы. Что происходит? Семнадцать целевых программ разрабатывается в администрации. Никто из депутатов их не видел. Это сотни миллиардов…
Н. КОСТИЦИНА: Никто не знает, какое количество пойдет на каждую программу.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Это сотни миллиардов рублей.
Н. КОСТИЦИНА: Бюджетных.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да. Какая обоснованность этих программ, что будет с этими целевыми показателями, как они будут исполняться, как будет устроен, собственно, сам бюджетный процесс в условиях целевого программирования? Это правильно, но это должно быть открытым и обсуждаемым процессом. Сегодня это совсем не так, и всё должны сделать до 1 июля. Это похоже на, опять, такую, какую-то рекламную кампанию вместо содержательной работы. Иначе говоря, в этой сфере, в которой нашей ответственностью, как депутатов, является контроль за средствами граждан, происходят такие процессы, которые мы хотели бы сделать прозрачными и понятными каждому жителю Петербурга с помощью новых проектов законов, которые мы внесли по бюджетному процессу. Кстати, мы внесли еще и закон о том, что даже смету на содержание Законодательного Собрания тоже нужно обсуждать публично, принимать ее в ЗакС’е и контролировать исполнение средств, которые идут на содержание депутатов ЗакС’а и на сам ЗакС.
Н. КОСТИЦИНА: Давно внесли предложение?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Уже месяц, наверно, на ЗакС, или полтора.
Н. КОСТИЦИНА: Месяц?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да, уже…
Н. КОСТИЦИНА: Но пока тихо?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, пока… Это не простая вещь, это — вы представляете, это самоотчет должен быть такой. Но это только одно из направлений. Я еще вам хочу сказать, что важным направлением… и дискуссия, которая произошла между мной и губернатором, когда он был в Законодательном Собрании, относительно темы капитального строительства в городе, вот она…
Н. КОСТИЦИНА: Капитального ремонта?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Капитального ремонта в городе, совершенно верно, и энергосбережения, она привела к необходимости проведения детальнейших расчетов в отношении энергосбережения в городе, потому что без этого аспекта вопросы капитального ремонта бессмысленны, и закон поэтому не работает, и поэтому всё время вносятся в него поправки, а работать он не работает. Вот, приведу вам один важный пример.
Н. КОСТИЦИНА: Да, пожалуйста.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Смотрите, расчеты показали, что если сравнивать услуги, которые получает каждый житель города Петербурга в части отопления, горячей воды, оплаты жилищно-коммунальных услуг, цены этой услуги, то при том, что цена на газ в Петербурге в 3,5—4 раза ниже, чем в европейских странах, и плюс к этому бюджет Петербурга выделяет 20 миллиардов рублей на поддержку жилищно-коммунального хозяйства (и отопления, и энергообеспечения), при этом цены на услуги одинаковые. Там…
Н. КОСТИЦИНА: Как на Западе, то есть, так и… да?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Там цена на газ в четыре с п… Наш газ, российский.
Н. КОСТИЦИНА: Да-да-да.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: В четыре с половиной раза выше, мы еще здесь выделяем 20 миллиардов — 20 миллиардов, вдумайтесь! — 20 миллиардов как субсидии, а услуги стоят одинаково. Это же означает, что это сверхнеэффективная система, и кто-то на этом наваривает огромные деньги, просто фантастические! Вот, мы разработали такую программу энергообеспечения, она…
Н. КОСТИЦИНА: С этой программой администрацию ознакомили?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Администрация, вице-губернатор Лавленцев нам дал часть необходимых сведений для того, чтобы ее готовить, она уже практически подготовлена, в течение лета она будет доделана и внесена для рассмотрения. Она не может пока охватить весь город, но, в качестве основы и фундамента для нового закона о капремонте, она уже создана, и ею надо, абсолютно точно, пользоваться. Это впервые в городе создана такая система по капитальному ремонту и по жилищно-коммунальному хозяйству, а главное, по энергосбережению.
Н. КОСТИЦИНА: Григорий Алексеевич, но вот то, что, опять же, впервые — я не припомню, по крайней мере, за последнее время, чтобы в нашем Законодательном Собрании представители разных партий и… Сторонники партий сегодня приняли обращение к Президенту в качестве и поддержки Оксаны Дмитриевой в связи с беспрецедентным давлением на депутатов муниципальных образований в ходе кампании по выборам губернатора, и, в данном случае, здесь подписались очень многие, и, в частности, подписались, насколько я понимаю, и вы, Григорий Алексеевич. Да?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да, здесь подписались «Яблоко» и «Справедливая Россия», насколько я понимаю.
Н. КОСТИЦИНА: Вот, я смотрю, здесь есть и сторонники «Гражданской Платформы», и Ирина Комолова, которая раньше была в КПРФ.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да. А потому, что это вещь абсолютно очевидная, и очевидность ее заключается в том, что процедура выборов устроена так, что невозможно получить соответствующий допуск к выборам… То есть, речь идет еще не о самих выборах, а просто о том, чтобы зарегистрироваться…
Н. КОСТИЦИНА: Муниципальный фильтр?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: …вне прохождения муниципального фильтра. А для того, чтобы этот муниципальный фильтр защищал администрацию от возможных конкурентов, всё устроено таким образом, что выкручивают руки муниципальным депутатам, заставляют их не давать подписи или давать свои подписи только за тех кандидатов, кого предписывает администрация, т.е. за Георгия Сергеевича Полтавченко и за тех кандидатов, которых он одобрил в качестве своих возможных «оппонентов», а такие известные люди в городе, как Оксана Дмитриева, не могут получать эти подписи. Это мы считаем неприемлемым, поэтому здесь речь идет не только об этом. Это, вот, заявление, которое мы отправили, что просим вмешательства в этот вопрос, но есть еще и открытое письмо санкт-петербургского «Яблока», открытое письмо санкт-петербургского «Яблока», подписанное председателем «Яблока» Андреем Палевичем — обращение к Президенту, Совету Федерации, Государственной Думе с требованием прекратить издевательство с этим фильтром, либо его отменить вовсе, либо довести его до 2%, потому что ни в одном городе страны никто, никогда не может собрать эти подписи. Это сделано в виде абсурда. И в Москве, когда были выборы, то все эти подписи были даны почти всем желающим. Значит, это унизительная, бессмысленная процедура, выхолащивающая смысл выборов. Причем, выборы устроены таким образом, что если там не принимают участие известные всему городу люди независимо от того, какие у них политические позиции — вот, независимо, — просто если это люди, известные всему городу, уважаемые в городе (вот, как Дмитриева), они должны участвовать, иначе это не конкурентные выборы.
Н. КОСТИЦИНА: То есть, пройдут, не пройдут — это другое, да?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: А это другой воп… Вот, совершенно верно.
Н. КОСТИЦИНА: Проголосуют, не проголосуют…
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Вот, совершенно верно. Вот поэтому мы считаем, что это абсолютно необходимая вещь. Поэтому мы отправили обращение во все высшие инстанции с тем, чтобы отменить вот эту процедуру, потому что она делает выборы бессмысленными. Это назначение, и, в этом смысле, не надо тогда всё это придумывать — назначайте Полтавченко, и всё. При этой процедуре совершенно очевидно, что, что бы ни происходило, губернатором останется тот же человек, который, который и был. Вот и всё.
Н. КОСТИЦИНА: Но тут две стороны одной медали, да? С одной стороны, плохо верится, что до выборов осталось совсем немного времени, и Госдума быстренько внесет поправки и отменит муниципальный фильтр. Это с одной стороны. А с другой стороны, если вспоминать московские выборы, там же обратился губернатор к муниципалам в плане того, что, вот, ну, давайте, да?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да.
Н. КОСТИЦИНА: Здесь, когда был этот вопрос задан Георгию Сергеевичу, он сказал, что, в общем, он не имеет права вмешиваться в работу муниципалов.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну да, но тут…
Н. КОСТИЦИНА: Всё-таки, есть исполнительная власть, и есть, в данном случае, власть муниципалов.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да. Но наша принципиальная позиция заключается в том, что избирательный процесс сейчас разделен на две части, я бы так сказал: до 16 июля и после 16 июля. До 16 июля — это вопрос регистрации кандидатов. Мы считаем, что все значимые фигуры в городе должны зарегистрироваться, в том числе обязательно должна быть зарегистрирована Дмитриева — это наша такая позиция, — как и другие кандидаты, и наши кандидаты. Во-вторых, мы считаем, что мы надеемся, что тем или иным способом будет наведен порядок с фильтрами, будет всё сделано, потому что если всё это сделано не будет, то можно заранее говорить, что выборы не состоятся, и как был Полтавченко, так и останется, и ничего нового здесь не произойдет, здесь не надо путаться. После 16 июля начнется политическая борьба, и начнется выбор между чем? Политическими позициями, программой развития города, решение таких проблем в городе, как коррупция, решение таких проблем, как транспортные проблемы, решение таких проблем, как застройка, решение таких проблем, как исторический центр, решение таких проблем, как жилье в городе, решение таких проблем, как бюджет в городе, решение проблем ветеранов, решение проблем блокадников — кто какую программу предлагает, кто что будет делать, и это уже будет совсем другая история, и там… Для нас, например — у нас есть политический меморандум, который для нас очень важен, где высказана наша позиция по Украине, по национализму, по политической системе, которая создана в России, по тому, что мы не поддерживаем политику действующего руководства, там всё это высказано, и мы можем поддерживать только тех кандидатов, которые разделяют эти политические принципы. Кроме того, у нас есть программа, которая очень отличается от того, что сегодня делается в городе, и это будет основой нашей позиции собственно на выборах. Но пока речь идет только о регистрации, и мы считаем, что зарегистрированы должны быть все уважаемые кандидаты.
Н. КОСТИЦИНА: Можно вопрос? Григорий Алексеевич, если до 16-го… ну, в ближайшее время вот то, с чем обратились и региональное отделение «Яблока», и то, о чем говорилось сегодня в обращении депутатов Законодательного Собрания Путину, если вопрос с этим муниципальным фильтром не будет решен на федеральном уровне, вот в данном случае кандидаты в губернат… и вообще «Яблоко» представляет себе необходимым участвовать в выборах?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: А, так этот вопрос не будет стоять. Если этот вопрос с муниципальным фильтром не будет решен, то никто и не будет участвовать — хочет он, не хочет, — просто никого не допустят, и всё. Просто допустят только тех, кого допустят — там, заместителя руководителя таможни, еще кто-то, — отдельных выберут, кто выгодный, вот тех и допустят. Вот, собственно, и всё.
Н. КОСТИЦИНА: Скажите, а у вас есть все-таки… Вот мы говорили об Украине — вот такой, осторожный оптимизм, да? У вас по поводу отмены муниципального фильтра, что звучит и в письме, в частности, есть осторожный оптимизм, что все-таки что-то изменится? Или…
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Знаете, я считаю, что Петербург город очень особый. Это город, где живет очень много ученых, интеллигенции, очень много умных людей, очень много талантливых людей, и я думаю, что власти, в конце концов, начнут с этим считаться. Они поймут, что для того, чтобы выборы были легитимными, нужно с уважением относиться к жителям города. И муниципальные депутаты не являются выборщиками, не они должны решать, кто имеет право участвовать в выборах. В выборах имеют право участвовать те, кого поддерживают граждане, а не только сто муниципальных депутатов. Это неправильная позиция. Мы настаиваем, чтобы она так или иначе была отменена, и наше обращение связано с тем, что Государственная Дума и другие органы могут отменить это решение на будущее, но в данный момент есть другие способы, о которых вы говорили, для решения этого вопроса. Мы настаиваем, что все значимые люди в городе, или те люди, которым есть, что предложить, должны иметь право участвовать в выборах и обращаться к гражданам со своими программами, со своими политическими взглядами.
Н. КОСТИЦИНА: По крайней мере, если Госдума будет рассматривать, то это будет рассматривать дальше. Вот, вы не считаете, что сейчас более верным и очень — «выгодным» слово, не знаю, но очень таким, важным шагом со стороны губернатора… исполняющего обязанности губернатора было бы обращение к муниципальным депутатам, подобное тому, с чем выступил Собянин в Москве?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, это очевидная вещь, очевидная вещь. Заявление должно быть очень простое: все значимые люди в городе должны получить право… У нас, можно сказать, больше тысячи муниципальных депутатов. Это значит, что не менее пяти-семи кандидатов могут быть легко зарегистрированы или допущены до выборов. В этом смысл этого обращения. Двери должны быть открыты. Допущены должны быть все те, кто считает это возможным и необходимым, и заслуживает этого, а граждане определят, за кого они будут голосовать.
Н. КОСТИЦИНА: Григорий Явлинский был в студии «Эха Петербурга». Спасибо, Григорий Алексеевич.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Спасибо вам.