11 июня 2014
Доклад Петербургского «ЯБЛОКА»

Полтавченко. Три года условно

Никто не мешал Георгию Сергеевичу «сделать то, что спланировано» в оставшееся до конца срока время – и лишь потом просить о доверии. Однако скоропостижное решение о досрочных выборах позволяет уже сегодня дать оценку работе губернатора.

31 августа 2011 года Георгий Полтавченко был назначен губернатором Санкт-Петербурга. Срок полномочий – 5 лет, до августа 2016 года.

4 июня 2014 года губернатор заявил о досрочной отставке, чтобы «сделать то, что спланировано». Никто не мешал Георгию Сергеевичу «сделать то, что спланировано» в оставшееся до конца срока время – и лишь потом просить о доверии. Однако скоропостижное решение о досрочных выборах позволяет уже сегодня дать оценку работе губернатора.

Петербургское «ЯБЛОКО» расценивает результаты деятельности Г. Полтавченко и его администрации как негативные – причём практически во всех сферах городской жизни.

Три года Петербург жил без профессионального управления. Для города трёхлетний губернаторский срок Г.Полтавченко оказался «условным».

Бюджет и расходование денег налогоплательщиков

Городской бюджет, который предлагает губернатор, непрозрачен - нельзя понять, на что тратятся деньги горожан. Бюджетная политика Г.Полтавченко закрыта для общественного обсуждения, строится на устаревших прогнозах и произвольно выбранных приоритетах, которые симпатичны чиновникам, но совершенно не соответствуют интересам жителей.

В бюджете хронически «не хватает» денег на строительство метро, капитальный ремонт, жильё, расселение «коммуналок» и общественный транспорт. Но всегда находятся средства на строительство самого дорогого в Европе футбольного стадиона для крупнейшей в мире коммерческой компании, строительство платных дорог, пышные приёмы и миллионные субсидии карманным организациям и фондам. Качество бюджетного планирования таково, что уже принятый бюджет постоянно корректируется и меняется в течение года.

Главный бич администрации Полтавченко - хроническое неисполнение бюджета (в 2012 году – на 44 млрд. рублей, в 2013 году – на 33 млрд.). Ситуация дошла до абсурда: чиновники собирают с горожан налоги, утверждают бюджетные расходы, а потом не могут организовать исполнение расходов – построить детские сады и школы, благоустроить дороги и скверы, обеспечить нуждающихся социальной помощью. Неиспользованные городом деньги хранятся на депозитах, обогащая на миллиарды рублей близкие к администрации коммерческие банки.

За годы правления Полтавченко дефицит бюджета вырос с 31 до 63 млрд. рублей. Зато сохраняется (и исполняется на 100%!) коррупционная «депутатская поправка». Получая возможность распределить по своему усмотрению 1% городского бюджета, депутаты «парламентского большинства» голосуют за бюджет и закрывают глаза на то, как Смольный потратит остальные 99%.

Коррупция

Назначение Георгия Полтавченко в августе 2011 года расценивался многими как сигнал – генерал госбезопасности должен «зачистить» коррупцию, которая пышно расцвела в Петербурге при Валентине Матвиенко.

Первые шаги градоначальника вроде бы подтверждали это предположение – были закрыты затратные «стратегические проекты» Матвиенко, такие как Орловский тоннель и Ново-Адмиралтейский мост.

Однако дальнейшие события показали, что надежды на Полтавченко не оправдались.

Громко начатое «Трубное дело» о хищении из городского бюджета более 1,5 млрд. рублей со временем сошло на нет. Фигуранты, среди которых бывшие крупные чиновники городской администрации, до сих пор не осуждены. Тем из них, кто был арестован, изменили меры пресечения – на не связанные с лишением свободы.

Полное равнодушие администрация Полтавченко проявила к результатам проверки строительства стадиона на Крестовском острове. По данным отчёта Счётной платы РФ, на январь 2013 года на стройке было похищено 6,6 млрд. рублей, а общий объём нарушений и завышения расценков достиг 22 млрд. рублей. Никто из виновных в миллиардных растратах не был привлечён к ответственности.

«Борьба с коррупцией» в администрации Полтавченко свелась к смене нескольких чиновников (ни на одного из «отставников» не было возбуждено уголовное дело) и серии плакатов на остановках. Используя недавние исторические аналогии, Георгий Полтавченко должен был стать Андроповым, но стал Черненко.

Городская экономика

Вопреки заявлениям губернатора об экономическом росте, официальные статистические службы отмечают спад по ключевым показателям в экономике.

По данным Петростата в 2013 году объём промышленного производства упал на 1,2%, выпуск продукции в обрабатывающих производствах сократился на 1,6%. В наибольшей степени сократился выпуск продукции энергетического и электротехнического машиностроения, а также пищевой промышленности.

За время правления Полтавченко обанкротились Петербургский трамвайно-механический завод и «Вагонмаш», большие трудности испытывают Балтийский завод и другие крупные предприятия.

По последнему рейтингу инвестиционной привлекательности, представленному на Петербургском международном экономическом форуме 2014 года, Петербург занял последнее место среди исследуемых регионов.

Градостроительство и архитектура

Несмотря на все обещания губернатора, в городе продолжается «уплотнительная застройка» и вырубка зеленых зон для реализации как коммерческих, так и городских строительных проектов, что рождает постоянные конфликты между жителями и застройщиками. Застройка наступает на зелёные зоны – такие как парки Александрино, Малиновка, Сосновка, парк Академика Сахарова, Удельный парк, многочисленные сады и скверы.

Отсутствует какая-либо внятная градостроительная политика: Смольный не разрабатывает свои приоритеты, а лишь откликается на нужды инвесторов. Администрация упорно отказывается взять на себя разработку проектов планировки и проектов межевания городских территорий, отдавая городское планирование в руки застройщиков, предоставляя им возможность строить в городе каменные джунгли – без рекреационных зон, зелёных насаждений и социальной инфраструктуры.

Однако кулуарная и во многом коррупционная система согласований и разрешений не гарантирует реализации строительного проекта и самому застройщику – многочисленные нарушения закона и некомпетентные решения чиновников приводят к отменам градостроительных документов в судах, хаосу в строительной индустрии и новым конфликтам.

Продолжается разрушение исторических зданий. При попустительстве администрации города инвесторы получают возможность "реконструировать" памятники, по сути, уничтожая их. Горьким символом эпохи Георгия Полтавченко стал снос Дома Рогова на Загородном проспекте, произошедший на глазах горожан, при полном попустительстве городских властей и полиции.

Не прекращается практика «заказных» экспертиз об аварийности исторических зданий и тайных, без какого-либо обсуждения с Советом по сохранению культурного наследия при Правительстве города, решений о фактическом уничтожении исторических памятников (так, как это в последние дни произошло с Никольским рынком). Администрация настойчиво лоббирует откровенно коррупционные и опасные для Петербурга проекты, такие, как город-спутник «Южный».

Транспорт

Впервые за последние годы сорван темп строительства метрополитена. Последние по времени станции «Бухарестская» и «Международная» сданы в 2012 году, открытие очередных станций планируется только в 2017-2018 годах.

Это вызвано не столько недостатком финансирования (хотя доля расходов городского бюджета на строительство метро по-прежнему как минимум вдвое ниже необходимого), сколько чехардой с планами строительства метро, постоянной сменой приоритетов и хроническим отставанием с подготовкой технической и экономической документации.

За три года правительство Г.Полтавченко несколько раз меняло главное направление строительства метро – сначала заявив продолжение Фрунзенского радиуса, затем – строительство Красносельско-Калининской линии на Юго-Западе города, наконец, объявив «направлением главного удара» продление Невско-Василеостровской линии к стадиону на Крестовском острове. Закреплённые официальными документами сроки строительства станций метро многократно сорваны.

В целом в городе отсутствует комплексный подход к развитию транспортной системы. Не делается никаких системных шагов к организации приоритета движения наземного общественного транспорта.

Налицо огромные убытки от простоев наземного транспорта в пробках и ДТП. Трамвайный подвижной состав много лет не обновляется, износ составляет более 60%.

Несмотря на значительные бюджетные траты, до сих пор не разработана и не реализуется необходимая для развития города программа развития велосипедной инфраструктуры.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Правительство Георгия Полтавченко разработало дефектную схему капитального ремонта жилых домов. Город отказался от ранее неисполненных обязательств по капремонту, переложив расходы на плечи жителей. При этом утверждённая администрацией адресная программа относит капитальные работы в большинстве жилых домов города на 10-20 лет вперёд.

Несмотря на отставку вице-губернатора С.Козырева, объявленного виновным в коммунальных проблемах города, так и не решены проблемы ремонта крыш, системы отопления и энергоснабжения, лифтового хозяйства.

Продолжается пресловутый «перетоп» в одних домах (с соответствующей переплатой за счёт жителей) и «недотоп» в других.

При этом городское правительство отказалось поддержать инициативу об обнародовании экономического обоснования тарифов на жилищные и коммунальные услуги и публичном обсуждении этих расчётов с профессиональными экспертами.

Городское хозяйство

Нерешёнными остались многие проблемы городского хозяйства:

- так называемая «реновация» хрущевок превращена в «уплотнительную застройку» и обернулась массовым обманом горожан;

- не строятся новые мосты и тоннели, что парализует транспортную систему города;

- в городе крайне низкое качество ремонта дорог; все обещания, что подрядчик будет содержать отремонтированную дорогу много лет, оказались фикцией;

- не решается проблема парковок в центре города и новых районах, в том числе во дворах;

- зимой улицы продолжают посыпать разъедающей солью и другими реагентами;

- до сих пор отсутствует система утилизации мусора, речь о которой продолжалась в течение всех трёх лет;

- администрация блокирует создание новых особо охраняемых природных территорий.

Экология

За последние годы в Петербурге не было принято никаких значимых решений по улучшению экологической обстановки. Каждый житель Петербурга (по официальной статистике 100%) проживает на территории с загрязненным и сильно загрязненным атмосферным воздухом - то есть таким, которым лучше бы не дышать. С каждым годом число автомобилей в Петербурге растет, но губернатором не принимается мер по сдерживанию транспортной нагрузки, продолжается вырубка зеленых насаждений.

В городе фактически нет ни одного благоустроенного пляжа, которым можно было бы пользоваться летом, а купание в границах города в Финском заливе опасно для здоровья горожан. Не создана современная система мониторинга состояния окружающего воздуха.

Город до сих пор не приступил к эффективному решение проблем сбора и переработки отходов - огромные свалки вокруг города продолжают гореть и отравлять воздух в Приморском, Московском и других районах города. При этом единственное предложенное публичное решение мусорной проблемы - создание предприятия по сортировке собранного мусора, что не имеет ничего общего с эффективными мерами по вторичному использованию отходов. Все вместе за последние годы это привело к резкому росту онкологической заболеваемости у граждан в Петербурге.

Социальные вопросы

Очередь на получение социального жилья стоит: «обычные» очередники (не льготники) его не получают, хотя ждут по 20-30 лет. Даже тяжелобольные петербуржцы ждут жилья годами.

Город не приспособлен для людей с ограниченными возможностями: несмотря на точечную организацию переходов и подъездов, инвалиды, по факту, не могут адекватно передвигаться по городу из-за отсутствия пандусов, оборудованных остановок транспорта и переходов в метрополитене, магазинов и т.п.

Почти не строятся новые поликлиники и не сокращаются очереди в существующих: на приём к специалистам нужно порой записываться за месяцы вперёд.

Не меняется низкое качество медицинского обслуживания: по-прежнему люди сталкиваются с халатностью врачей, недостаточной оснащённостью учреждений техническим оборудованием, дефицитом медицинских препаратов и донорской крови, усложнённой системой их получения.

Продолжаются перебои в снабжении горожан жизненно важными лекарствами, в том числе такими, как онкологические и инсулиновые.

Средняя заработная плата «бюджетников» - врачей, учителей, социальных работников и других, - ниже средней зарплаты по городу. Официальные цифры, которые губернатор представлял президенту при выдвижении на досрочные выборы, явно завышены, и вызывают справедливое возмущение «бюджетников».

Управление городом

Кадровая политика губернатора непрозрачна и зачастую продиктована личным знакомством по работе в Москве или другими неформальными связями. Впервые в современной истории города вице-губернаторами и председателями комитетов назначены люди, никогда не работавшие в отраслях, которые доверены им в управление.

Кадровые перемещения в Смольном никому не объясняются и ничем не обосновываются. При этом на постах остаются очевидно не справляющиеся со своими обязанностями руководители.

Губернатор без замечаний подписывает «мракобесные» законы и законы, облегчающие фальсификации на выборах.

Взаимодействие с жителями

Ни губернатор, ни его правительство не подотчетны жителям. Горожане не могут в обычном порядке, без митингов и перекрытия улиц, добиться решения важных для них вопросов - на обращения приходят «отписки», не дающие адекватных ответов на поставленные вопросы. В пустую формальность превращены законные формы учёта мнения горожан – такие как публичные слушания по градостроительным проектам.

За то постоянно растут бюджетные траты на пропаганду Смольного: теле- и радипрограммы, издание 300-тысячным тиражом ежедневной газеты «Петербургский дневник», наружную рекламу и пропагандистские интернет-проекты. Организуются очевидно расходящиеся с петербургскими традициями «зрелища» типа «реконструкции блокады Ленинграда» или детей, выкрашенных золотой краской, развлекавших гостей Петербургского экономического форума.

Фальсификация выборов

Петербург стал лидером в стране по объёму и масштабам фальсификации выборов. Это едва ли не единственная отрасль городского хозяйства, в которой администрация города имеет свою стратегию и постоянно внедряет новые формы и методы работы.

Если на выборах в Законодательное Собрание города и Государственную Думу РФ в декабре 2011 года главными методами фальсификаций были вбросы бюллетеней и переписывание итоговых протоколов, то на выборах Президента РФ в марте 2012 года ведущей формой стало создание так называемых «участков-фантомов» на предприятиях, рынках и овощебазах, на которых были подделаны более 100 тысяч бюллетеней.

Законы о выборах губернатора и муниципальных советов, подписанные Георгием Полтавченко 26 мая этого года, предполагают новые возможности для фальсификации результатов – голосование по «факту временного пребывания», досрочные выборы, отключение видеокамер и создание временных участков по месту работы.

В результате тотальной фальсификации выборов легитимность власти в глазах петербуржцев низведена до исторического минимума.

Развитие города

Главная проблема города состоит в том, что у Георгия Полтавченко и его администрации нет никаких новых идей развития города, нет видения перспективы, нет представления о будущем Петербурга. Пресловутая «Стратегия-2030», разработанная за 40 млн. бюджетных рублей, – смесь фантазий и добрых пожеланий и не содержит никаких механизмов и способов их достижения.

Проблема Георгия Полтавченко не в том, что он принимает плохие решения, а в том, что не принимает никаких.

Мы уверены: чтобы изменить ситуацию в городе, необходимо сменить власть.

Материалы по теме:

Скачать доклад "ПОЛТАВЧЕНКО. ТРИ ГОДА УСЛОВНО"


Статьи по теме: Власть и оппозиция


Все статьи по теме: Власть и оппозиция