Инициативу отмены всенародного голосования по поправкам в Конституцию, сокращения числа депутатов и выборов, а также изменения в избирательном законодательстве обсудили политики на радио «Эхо Москвы» в Пскове».
Депутат Псковского областного Собрания от фракции «Яблоко» Лев Шлосберг
Ведущие программы сообразим на троих» Максим Костиков, Константин Калиниченко и Александр Савенко в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове» обсудили предложения лидера ЛДПР Владимира Жириновского вдвое сократить число депутатов, не проводить избирательные кампании, уменьшить количество выборов и отменить процедуру всенародного голосования по поправкам в Конституцию, юридически закон уже принят.
Участниками дискуссии стали лидеры псковских политических партий, в том числе депутат Псковского областного Собрания от фракции «Яблоко» Лев Шлосберг. Политик уверен, что инициативы Владимира Жириновского – это пробные шары, которые ему предоставила право озвучить администрация президента, и важна общественная реакция на них.
Лев Шлосберг также отметил, что в самом законе о поправке в Конституцию, внесённом Владимиром Путиным, прямо сказано, что закон вступает в силу только после общенародного голосования, миновать его невозможно.
Парламентарий поддерживает перенос выборов с единого дня голосования в этом году, «поскольку совершенно очевидно, что эпидемия не закончится, вся избирательная кампания упадет на эпидемию и это будет очень драматично и очень рискованно», но считает, что власти не сделают этого, так как спешат использовать лояльность тех, кого коснулись меры государственной социальной поддержки, для достижения прикладных политических целей: «Я предполагаю, что власти решили воспользоваться дополнительным финансовым потоком, который сейчас достался людям, которые признаны наиболее пострадавшими, и это та подкормка, которую власти хотят очень быстро, не дожидаясь никаких ухудшений – ни эпидемической, ни экономической, ни социальной ситуации – конвертировать в голоса на выборах».
Лев Шлосберг обратил внимание на тот факт, что 14 мая на совещании Центральной избирательной комиссии прозвучало 13 сентября как дата единого дня голосования, которая не будет перенесена, и июль как возможная дата голосования по закону о поправке в Конституцию: «Они всё хотят сделать очень быстро. Это показывает, что власти ждут ухудшения ситуации и на фоне этого ожидания готовы рисковать очень многим, даже тем, чем рисковать, на мой взгляд, категорически нельзя – жизнями людей. Нам предстоит пройти избирательную кампанию в этом году в очень тяжелой ситуации, наверное, самой тяжелой за всю нашу политическую жизнь».
Идею Жириновского сократить количество выборов лидер Псковского «Яблока» тоже считает неслучайной. Он уверен, что для действующих властей выборы в принципе не являются неотъемлемой частью политической системы страны: «На мой взгляд, этого не произойдет в действительности. Но в ситуации, когда на каждой очередной избирательной кампании перед властями возникают всё более значительные сложности, которые они, мягко говоря, не всегда и не везде преодолевают, то идея избавления от выборов – это более приемлемая для них идея, чем идея ухода от власти. Поэтому будет серьезный рост общественного напряжения».
13 мая Госдума в третьем чтении пакетом приняла закон о внесении изменений в избирательное законодательство. Лев Шлосберг считает, что это очень серьезные изменения в избирательной системе, которые стране предстоит испытать. Политик видит принципиальное противоречие между естественными и эффективными инструментами дистанционного голосования, удобными для избирателя, и тотальным недоверием к избирательной системе, которая получит в руки эти инструменты.
«С точки зрения инструментов любой технически оснащенный мобильный человек, ценящий свое время, проголосует через «Госуслуги», потому что это удобно, это занимает меньше одной минуты. Но что при этом будет дальше с этим электронным голосом? Никакого наблюдения, никакого контроля, никаких систем реальной защиты – ничего нет! Роман Юнеман в Москве не стал депутатом Московской городской Думы, с треском проиграв электронное голосование, что было психологически и политически невозможно! Но так случилось – и это уже диагноз планируемой системы.
То же самое – голосование по почте. Что важно, кстати говоря, эти изменения ещё не введены по всей стране. Право вводить эти виды голосования предоставлено законодательным собраниям регионов, то есть опять ответственность возложена на регионы: «Вы введёте у себя электронное голосование? Ну глядите! Вы будете отвечать за его последствия. У вас в Псковской области будет возможным голосование с помощью «Почты России»? Ну смотрите! Как проголосуете – так посчитаете», – заключил политик.
Тема электронного голосования также обсуждалась в другом проекте радио «Эхо Москвы» в Пскове» – в программе «Дневной дозор». В дискуссии участвовал Лев Шлосберг. Он рассказал о подводных камнях обновленного закона об изменении избирательного законодательства, которые создают возможность для манипуляций с голосами и могут стать непреодолимым препятствием для многих кандидатов: «В этом законе очень много мелких гадостей, которые пока ещё не все заметили. В частности, допустимый процент брака подписей снижается с 10% до 5%. Это означает, что практически любого кандидата, который выходит на выборы через сбор подписей, можно будет снять с выборов. От 3 до 7% – это естественный фоновый брак во время любой кампании сбора подписей.
Сейчас же вводится очень странная половинчатая возможность. Не более половины подписей можно будет собирать через «Госуслуги». Подписи, собранные через «Госуслуги», отвести невозможно, если система их приняла, то подписи считаются действительными, они не могут быть признаны недействительными.
Но, отталкиваясь от этой половинки, от этих 50%, в законе изменена предельная норма брака подписей – уменьшена с 10 до 5%. Это может полностью перекрыть и политическим партиям, не представленным в парламентах, и кандидатам, которые баллотируются по одномандатным округам будучи самовыдвиженцами или выдвиженцами партий, которые не представлены в парламентах, путь на выборы.
Создан жесточайший заградительный барьер, преодоление которого может оказаться невозможным. Если была бы разрешена регистрация по 100% подписям, собранным через систему государственных услуг, я бы это полностью поддержал. Это создало бы возможность нормальной работы с избирателем. Ты собрал необходимое число подписей, неважно сколько их необходимо – 15, 115, 1015 – ты их собрал, эти подписи не могут быть отведены, и это означает гарантированное участие в выборах. Но нет. Разрешено только половину. Смысл? Смешать грязную воду с чистой водой и сказать: здесь есть половинка чистой воды. Отделите половинку чистой и пейте, а на остальное не обращайте внимания. Закон большой – 20 листов, и таких подводных мест очень много», – прокомментировал новый закон Лев Шлосберг.