3 марта 2015 года в Пскове прошел митинг памяти Бориса Немцова, оппозиционного политика, который был убит выстрелами в спину 27 февраля в 100 метрах от Кремля в Москве. Организатором митинга стал Лев Шлосберг, депутат Псковского областного Собрания.
Проведение памятного мероприятия совпадало с гражданской панихидой и прощанием с Борисом Немцовым в Москве. Таким образом, граждане Пскова отдали дань памяти и уважения политику, который всегда боролся за Свободу и, в итоге, отдал за нее жизнь.
Рассуждая о политическом выборе человека, Борис Немцов говорил: «Каждый должен сам для себя решить, готов он к рискам или нет. Свобода стоит дорого». И те псковские граждане, которые пришли на митинг в его память, доказали своим присутствием, что не боятся рисковать, что власть не в силах запугать и задавить тех, кто стоит на стороне чести, свободы и мира.
Главными лозунгами псковского митинга памяти Бориса Немцова стали слова: «Это пули в тебя и в меня», «Борись», «За вашу и нашу свободу», «Я не боюсь», «Не стреляй!», «Нет войне!».
Траурное мероприятие проходило в режиме «свободного микрофона», поэтому возможность высказаться была у всех присутствующих, которых собралось около 100 человек.
Лев Шлосберг, депутат Псковского областного Собрания, в своей речи охарактеризовал Бориса Немцова как бесстрашного политика, который высказывался открыто и «говорил те вещи, которые многие люди не считали для себя возможным говорить, и не все считали возможным даже думать».
«Безусловно, никто из нас не может предполагать с какой-то степенью точности, что произошло, кто был заказчиком, кто был исполнителем этого преступления, - отметил Лев Шлосберг. – Но мы с вами понимаем: это преступление напоказ, это вызов Российскому Государству.
Но есть один ответ, очень важный ответ на то, что произошло, и почему произошло. Бориса Немцова убила запредельная, совершенно беспредельная ненависть, воспитанная в российском обществе российским государством. Ненависть к инакомыслию, ненависть к личному достоинству, ненависть к личной гражданской позиции людей, несогласных с властью, несогласных с политическим большинством и в том числе несогласных с большинством российского общества сегодня.
Эта ненависть достигла сегодня таких масштабов, что в нашей стране в любой момент времени, в любом месте, в любом городе могут найтись люди, которые захотят сделать за государство ту работу, которую государство делать не хочет, но не возражает против этой работы. И вот такая страшная работа случилась в Москве поздним вечером, в половине двенадцатого, 27 февраля».
Лев Шлосберг также подчеркнул важность гражданской позиции участников митинга в Пскове. «От того, сможем ли мы уберечь сегодня эту небольшую площадку свободы, зависит судьба нашей страны, зависит судьба каждого из нас, зависит судьба столиц, зависит судьба нашей провинции и судьба города Пскова, где мы живем с вами, тоже зависит от того, что мы с вами выходим на эту площадь и говорим то, что мы думаем, - сказал он и выразил надежду на то, что следующие поколения будут избавлены от ненависти, которая господствует сейчас в нашем государстве. – У этих людей, которые ненавидят нас, есть дети, внуки или будут дети и будут внуки, и хочется надеяться, что это будут другие люди, другие дети, другие внуки. Есть волшебные законы природы, по которым потомки могут быть лучше своих предшественников. Мы с вами не первые люди российской свободы и не последние. Я хочу выразить уверенность в том, что нас станет больше, что наша страна станет свободной страной».
Нина Яковлева, руководитель Регионального центра чтения Псковской областной универсальной научной библиотеки также говорила о ненависти как о катализаторе трагедии: «Дорогие друзья, эту трагедию, которая произошла, могли ли мы ее предотвратить? Не знаю. Потому что те потоки ненависти, которые льются сегодня с государственных каналов, – вот это страшно. Мы все полны ненависти, и люди, которые вот сейчас проходят и бросают в нас слова ненависти, – это тоже результат этих долгих месяцев ненависти».
Участники митинга признавались, что, даже не разделяя полностью политические Бориса Немцова, они поражены цинизмом расправы с ним: «Нас больше всего возмутило то, каким образом с ним расправились: расправились очень цинично, прямо на глазах у всех, почти что на лобном месте, - делился Юрий Алексеев, журналист. – Это какая-то ситуация, поставленная с ног на голову. И сейчас необходимо всем нам просто высказывать, любыми путями высказывать свое отторжение от этих способов, которыми расправились с Борисом Немцовым».
Алексей Семенов, журналист, отмечал антивоенную позицию Бориса Немцова: «Борис был всегда против войны. Я помню, как 20 лет назад мы собирали подписи против Чеченской войны. Сейчас, в общем, он занимал ту же самую позицию, он был всегда против войны. И, собственно, война его и убила. И война продолжается, и весна продолжается, и кто кого победит? В общем, многое, наверное, зависит от нас и от тех, кого сейчас рядом нет, кто, может быть, на другой стороне».
Виктор Яковлев, актер Псковского академического театра драмы имени Пушкина призвал всех после случившейся трагедии пересмотреть свои взгляды, измениться: «То, что происходит сейчас, со всеми нами, со страной, которую каждый из нас называет своей родиной, как-то должно нас переориентировать во взглядах, изменить. Кажется, последний раз я был на митинге в 1989 году, это был предвыборный митинг отца Павла Адельгейма. Они очень разные: отец Павел Адельгейм, убитый полтора года назад, и Борис Немцов, убитый накануне этой весны. Объединяет их только одно – надругательство над Богом и его замыслом, над человеком, надругательство над жизнью».
Митинг памяти Бориса Немцова в Пскове собрал самых разных людей: здесь были и студенты, и представители старшего поколения, и даже случайные прохожие, не знавшие о мероприятии заранее, присоединялись к нему, увидев фотографии и плакаты. Но всех объединяло неравнодушие, активная гражданская позиция, и этот момент единства отметил и Лев Шлосберг в своем заключительном слове: «Мы пришли сюда не только для того, чтобы высказаться, но для того, чтобы собраться вместе и задуматься о том, о том, что происходит с нашей страной, что случилось с Родиной и с нами».