Контуры будущих губернаторских выборов в Псковской области начертаны. 14 июня депутаты регионального парламента внесли предложенные облизбиркомом изменения в Избирательный кодекс – и то, о чем ранее говорилось лишь предположительно, обрело законную силу.
Напомним, впервые прямые всенародные выборы губернатора прошли в Псковской области осенью 1996-го. Во втором туре голосования победу над действующим главой Владиславом Тумановым (он, как и его предшественник Анатолий Добряков, был назначен Указом президента РФ) одержал Евгений Михайлов. Четыре года спустя Михайлов вновь праздновал успех на выборах, чему в немалой степени способствовали внесенные областным Собранием депутатов изменения в избирательное законодательство, согласно которым для победы стало достаточно всего четверти голосов избирателей, и второй тур не требовался. В 2004 году губернатором был избран Михаил Кузнецов. Эти выборы стали одними из последних в России: под предлогом борьбы с терроризмом Кремль стал фактически назначать региональных глав. В 2009 году Псковскую область возглавил Андрей Турчак. Минувшей зимой, после парламентских выборов и волны массовых протестных акций, первые лица государства заявили о необходимости возвращения прямых выборов глав субъектов РФ. Соответствующий федеральный закон вступил в силу 1 июня этого года.
Итак, выбирать губернатора мы вновь будем всенародно, но - лишь из числа тех кандидатов, которые выдвинуты политическими партиями и в поддержку которых собрано 7 процентов подписей муниципальных депутатов и глав. Второй «муниципальный фильтр» - 10% в списке должны составлять депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов. Подписи должны быть собраны в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, то есть кандидатам необходима поддержка народных избранников в 20 из 26 муниципальных образований. Каждая из подписей должна быть нотариально заверена.
Возможностей для самовыдвижения кандидатов не предусмотрено. Ранее, в 1990-е и начале 2000-х процедура «выдвижения кандидатов в порядке самовыдвижения» существовала и неудивительно, что сейчас многие усматривают в решение «Не пущать!» ограничение гражданских прав. При этом социологи и политологи в один голос констатируют кризис партийной системы в России, а лидерами на волне протеста становятся представители так называемой внесистемной оппозиции. В этой связи небезынтересны результаты опроса, проводившегося на сайте Псковской Ленты Новостей с 1 по 13 июня (всего было получено более 3500 ответов). Если бы выборы проводились в ближайшее воскресенье, то за кандидата-самовыдвиженца проголосовали бы почти 14 процентов респондентов; это третий показатель из 9 вариантов ответов. К примеру, за кандидата от ЛДПР голосовали бы менее 7 процентов, за справедливоросса более 10, за единоросса – около 12 с половиной. Лидерами же, по результатам интернет-опроса, стали кандидаты от КПРФ (более 25 %) и «Яблока» (более 16 %) – то есть тех партий, которые, судя по предварительным прогнозам, вполне могут и не преодолеть на губернаторских выборах в Псковской области все необходимые барьеры и фильтры.
Когда мы будем выбирать губернатора? В том случае, если действующий губернатор Андрей Турчак не покинет свой пост досрочно, выборы пройдут в 2014 году: в марте или - в случае введения в России одного-единственного дня голосования – в сентябре.
Как «просочиться» через введенные фильтры – один из самых острых вопросов для тех, кто планирует баллотироваться в губернаторы или каким-то образом связан с уже фактически стартовавшим предвыборным забегом. Не менее актуальны вопросы: будет ли у жителей региона реальный выбор и сколько кандидатов в принципе может оказаться в бюллетене для голосования?
По расчетам областной избирательной комиссии, гипотетически выдвинуться могут аж 14 кандидатов. У депутатов-представителей оппозиционных партий - своя арифметика: первый секретарь обкома КПРФ Александр Рогов на сессии озвучил число партийных депутатов в муниципалитетах Псковской области. Для беспроблемного прохождения фильтра-барьера людей с мандатами хватает только у двух партий. У «Единой России» по области 1344 депутата (так что хватит и своего поддержать, и еще при необходимости поддержать соперников единоросса – представителей «дружественных» избирательных объединений; впрочем, это уже скорее вопрос политтехнологий). У «Справедливой России» 180 депутатов – так что Брячаку, кто бы из двух ни баллотировался: заявившийся первым на участие в губернаторских выборах отец или активно раскручиваемый сейчас сын, тоже преодолеть этот барьер удастся видимо без особых хлопот. У остальных потенциальных участников все куда сложнее: по словам Рогова, у КПРФ по области 104 депутата, у ЛДПР – 36, у «Яблока» - 29, не говоря уже о других партиях, которые по закону могут выдвигать кандидатов в губернаторы, но своих депутатов в городах и районах не имеют. Рассчитывать, что единороссы будут в массовом порядке ставить автографы, скажем, за кандидата-коммуниста или яблочника не приходится. Вся надежда многих потенциальных участников партийных губернаторских выборов на – нонсенс! - беспартийных муниципальных депутатов, коих в области более 360.
Естественно, ввиду необходимости преодоления предвыборных лабиринтов с установленными там барьерами и фильтрами представители оппозиционных сил крайне критически отнеслись к законопроекту, внесенному облизбиркомом и принятому областным Собранием, большинство которого составляют единороссы. Разработчики документа и члены партии власти, напротив, уверяют: введение разного рода фильтров – вынужденная мера и барьер на пути политических проходимцев.
Псковская Лента Новостей обратилась к известным региональным политикам и экспертам с рядом вопросов, ответы на которые способны помочь разобраться, в каких целях введены фильтры и иные ограничения, кто оказывается в выигрышной ситуации и какими на практике будут губернаторские выборы в Псковской области.
1. Чем, на ваш взгляд, было обусловлено внесение избиркомом в законопроект высокого «муниципального фильтра»?
2. Является ли такой фильтр серьезным барьером для потенциальных кандидатов? Кто с его помощью будет «отсечен»?
3. На ваш взгляд, должны ли участвовать в выборах самовыдвиженцы? Не является ли запрет на выдвижение в порядке самовыдвижения ограничением гражданских прав?
4. Связано ли принятие такой версии закона о губернаторских выборах с возможным участием в них действующего главы региона Андрея Турчака?
5. Схожа ли нынешняя ситуация с принятием поправок в Избирательный кодекс с ситуацией 2000 года, когда областное Собрание изменило закон и фактически создало условия для проведения выборов в один тур и победы действующего на тот момент губернатора?
Лев Шлосберг, депутат Псковского областного Собрания («Яблоко»):
Закон о выборах губернаторов сознательно подготовлен как фильтр, статистически непроходимый для большинства потенциальных участников выборов. Это не ошибка, это точное исполнение замысла.
Это не закон о выборах, это закон о недопуске представителей оппозиции на выборы.
Дезавуировать сделанное в страхе после сильных общественных протестов минувшей зимы заявление о возврате к прямым выборам было невозможно, но извратить его было нетрудно, что и сделали, как мне представляется, не без садистского удовольствия: «Ну ты представь себе, как они теперь будут карячиться! А давай еще и такую загогулину поставим?! А давай!».
Во всех смыслах слово «фильтр» означает очищение потока. В данном случае этот фильтр спокойно пропускает преданный власти мусор, но станет практически непреодолимым препятствием на пути честного политика.
В итоге основных «фильтров» пять: 1) число подписей муниципальных депутатов и избранных на прямых выборах глав местного самоуправления – 7%, 149 подписей; 2) число подписей депутатов и выбранных на прямых выборах глав муниципальных районов и городских округов – 10%, 45 подписей; 3) доля территорий муниципальных районов и городских округов, где получены подписи соответствующих депутатов – три четверти, 20 из 26 территорий; 4) нотариальное заверение каждой подписи в поддержку выдвижения кандидата и 5) В отличие от рядовых граждан муниципальный депутат или глава могут поставить подпись только в поддержку одного кандидата, соответственно оппозиция не сможет объединить ресурсы.
Кроме того, превысить число подписей по каждой категории при сдаче их в избирательную комиссию можно только на 5%. Это сейчас в Псковской области 7 подписей при первом «фильтре» (149 – 156).
Сегодня в большинстве российских регионов все эти «фильтры» преодолевают только кандидаты от «Единой России», они в полной мере смогут воспользоваться статистическими «плодами» «самых честных и самых справедливых выборов».
Кандидаты от других партий теоретически могут (и будут) бороться за подписи самовыдвиженцев, но число их относительно невелико.
Этот закон имеет очень высокую коррупционную составляющую. Я удивлен тем, что ни прокуратура области, ни правовой отдел областного Собрания не усмотрели очевидного коррупционного механизма, заведенного в Закон.
Отказ от самовыдвиженцев отражает страх партий перед ними. Политическая система нашей страны дискредитирована ложью и воровством, в том числе большинство политических партий. Сильный самовыдвиженец на прямых выборах может составить реальную конкуренцию выдвиженцам от партий. Кроме того, самовыдвиженцами могут стать кандидаты, которым отказали политические партии. Располагая определенными ресурсами и связями, они способны пойти на разрыв с партией и вмешаться в борьбу как за подписи муниципалов, так и за голоса граждан. Именно этого больше всего опасается действующая партия власти: админресурс рассчитан только на одного человека.
Сегодня никто в Псковской области, включая губернатора, не скажет с полной уверенностью, состоятся ли губернаторские выборы в нашем регионе в срок (весна 2014 года) или ранее. Безусловно, власти учитывали возможность досрочных выборов, если выпадет такой сценарий. Принятая скандальная схема губернаторских выборов оставляет все рычаги политического управления ситуацией в руках Андрея Турчака. Это касается кандидатов от всех возможных партий. Захочет перекрыть кислород всем кандидатам – и с помощью принятого Закона перекроет, на выборы выйдут только те кандидаты, кому не помешают собрать подписи муниципалов.
Но первые губернаторские выборы по новой схеме в России пройдут не в Псковской области. Уверен, что они покажут все изъяны нового законодательства, будут сопровождаться острым приступом коррупции, скандалами, судами и грязными технологиями. Либо это будет использовано для приведения законодательства в приличный вид, и тогда в Псковской области губернаторские выборы пройдут в рамках приличий, либо это будет еще один циничный, самими властями созданный повод для второй отмены прямых губернаторских выборов.