Вот и прошли публичные слушания по Генплану города Новосибирска. Сумбурный период подачи предложений по генплану населением и попытки граждан понять, что именно предлагается, завершились тяжёлым четырёхдневным марафоном самих публичных обсуждений. Они проходили в разных частях города и по разным районам. Поскольку слушания проводились в рабочее время и в течение всего рабочего дня (с 11.00 до 18.30) далеко не все жители города имели возможность в них поучаствовать, несмотря на это порядка 200-300 человек приходило ежедневно на мероприятие, не все могли дотерпеть до конца и дождаться своего выступления. В начале мероприятия традиционно выступали разработчики проекта и эксперты, которые в основном и решали судьбу тех или иных территорий. Граждане могли подать предложение в комиссию и выступить на слушаниях, это заносили в протокол, однако осталось не понятно, какой процент мнений жителей учитывались, и что будет в результате. Решение по генплану появится на сайте мэрии Новосибирска 5 марта 2020 года, затем его будет принимать городской совет депутатов.
Отметим, что данные публичные слушания были посвящены не изменению, а корректировке Генплана, поэтому многие спорные и конфликтные позиции просто перенесли на 2030 год, когда можно будет по-настоящему «менять» Генплан.
В процессе обсуждений был очевиден конфликт интересов и нешуточная борьба за городские территории. В последнее время, в связи со строительным бумом и смягчением правил застройки город превратился в арену для строительного бизнеса, который зарабатывает деньги на городских территориях, что зачастую противоречит интересам жителей. К сожалению, прямая зависимость городского бюджета от строительной активности приводит к тому, что муниципалитет открыто лоббирует интересы застройщиков, пренебрегая интересами жителей, которые уже проживают на той или иной территории. Результатом этого процесса является «уплотнение» города путём точечной застройки, что значительно снижает показатели комфортности. Ну и конечно основному риску подвергаются озеленённые территории общего пользования, которые видятся как территории перспективной застройки.
В новом генплане поставлена правильная задача по инвентаризации озеленённых территорий, она выполнена частично. Образована единая Рекреационная зона, в которую, кроме городских лесов, вошли также парки и скверы с правом капитальной застройки до 3-х этажей, зоны отдыха и оздоровления с застройкой до 10-и этажей, на карте отмечены планируемые объекты озеленения, но при этом нет карты собственно городских лесов и иных природных территорий, на которых капитальное строительство запрещено. В отсутствии такой карты не понятно, где можно строить, а где нет. Подразделения мэрии обещают сделать её до 2022 год, но за время подготовки многие природные участки могут просто исчезнуть, потому что в генплане определены как зоны застройки. Печальная участь может ожидать леса Советского района, где ранее было образовано Академическое лесничество на федеральных землях СО РАН. Муниципалитет не контролирует вопрос передачи федеральных земель под застройку, нет чёткой информации о площади и границах академических лесов, всё это мешает корректно включить их в генплан, служит поводом для махинаций с перспективой утраты лесных участков.
Для генплана были произведены расчёты площадей озеленённых территорий, получилось, что свыше 29% городских территорий – это зелёные зоны. Не совсем понятно, какие нормативы существуют для крупных мегаполисов, кто и, согласно каким критериям, их определял, как они соотносятся с реалиями нашего города. По факту город Новосибирск пыльный, грязный, зелёных зон очень не хватает, и они перестают справляться со своей санитарной и рекреационной функцией, при этом ещё и активно уничтожаются. Срез мнения жителей города, выступавших на публичных слушаниях, показал, что городская среда далека от комфортной. Возмущение возникало независимо в разных частях города, но темы были похожи: недостаток зелёных зон для рекреации, вырубка городских лесов, сверхплотная многоэтажная застройка, необеспеченность жилой застройки социальными объектами, инфраструктурой и дорожной сетью, несбалансированность территорий, отсутствие перспективы развития, отсутствие комфорта. Интересен факт, что, например, для двух районов – Ленинского и Кировского, по расчётам мэрии, норма озеленения превышена в 2 раза. Однако зелёный островок на карте есть лишь в районе Бугринской рощи, рядом под застройку запланирована огромная территория речной поймы на Горской, другие части районов почти начисто лишены зелени, но по расчетам мэрии тут всё нормально – половину зелёных зон можно вырубить, не нарушая нормативов по озеленению. Важный вопрос формирования карты зелёных зон, не подлежащих застройке, требует самого пристального внимания и общественного контроля. Необходимо прекратить самозахват озеленённых территорий.
Правильный акцент был сделан на необходимость комплексного развития застроенных территорий, это замена ветхого жилья и проекты комплексной застройки, которые предполагают одновременно с возведением жилья создавать транспортную инфраструктуру, социальные объекты, зелёные зоны. Однако сделать такую важную вещь как ограничение по этажности, чтобы не увеличивать нагрузку на территории, мэрия отказалась – невыгодно строительному бизнесу.
Что касается транспортного каркаса города, предложения граждан в основном не были учтены потому, что транспортный каркас ранее уже был разработан и утверждён Министерством транспорта Новосибирской области и в рамках обсуждения генплана менять его отказались. Множество улиц, магистралей, развязок, которые были проведены «по головам» существующей малоэтажной застройки, так и остаются в генплане, не смотря на возмущение жителей.
Возмущение также вызвало введение новой зоны дачной рекреации, которая запрещает на этих территориях регистрировать жилые дома для постоянного проживания. Жители дачных обществ, которые уже превратились в коттеджные посёлки, усматривают в этом ущемление имущественных прав и просят обозначить их в зоне садоводства и огородничества или в зоне индивидуальной жилой застройки. Это представляет сложность, так как много такого типа застройки находится в зоне подтопления и в глубине лесных территорий, где развивать жилую застройку не целесообразно.
Также на публичных слушаниях прозвучала тема сохранения малых рек, в нашем городе есть практика, когда реки прячут в трубу и поверх производят застройку. Нешуточные страсти разыгрались по поводу инициативы граждан создать парк на малой реке Ельцовка 1, где бизнес структуры планируют продолжать застройку, а мэрия расположила шоссе «Предпринимателей». Территория поймы уже сейчас сильно урезана, имеет сложный рельеф и непонятно получится ли туда вместить и парк, и дорогу. Пока эксперты мэрии не согласились убрать из планов шоссе, но и создание парка не исключили. Есть опасение, что Ельцовку 1 постигнет участь реки Каменки. Также жители вступились за пойму реки Ельцовка в Советском районе, где федеральная структура «Дом» РФ планирует строительство жилого микрорайона.
Был на слушаниях и вопиющий случай, когда в генплане участок городских лесов на Шлюзе в пределах Первомайского лесничества был закрашен в общественно деловую зону под спортивный объект. Напомним, что строительство в городских лесах противоречит Лесному кодексу РФ. Застройку там расположили на основании того, что ранее на участке были вырублены все деревья и теперь это сложно назвать лесом… Вместо того, чтобы привлечь нарушителей к уголовной ответственности за вырубку, мэрия дарит им счастливое право построить спорткомплекс! Это вызвало возмущение жителей близлежащих домов.
Некоторое улучшение экологической обстановки произошло в последнее время за счёт угнетения промышленных производств, но на самом деле с лихвой компенсировалось увеличением количества автотранспорта, всё тем же уменьшением озеленённых территорий. Был поставлен важный вопрос об ограничении промышленных зон в жилых микрорайонах и запрете на добычу полезных ископаемых открытым способом в черте города. Однако разработчики песчаных карьеров упорно настаивают на своём праве вести разработку в близи жилых домов, что приводит ухудшению экологической обстановки и к социальным конфликтам. Горячая точка развернулась в Ленинском районе на участке болота «Кучино», где в генплане было предложено разместить зону рекреации и магистральную дорогу. Судьбу территории решает суд, но разработчик ООО «Старица» подаёт предложение перевести участок в промышленную зону и уже начал подготовку к добыче песка.
Сухой остаток.
В демократической стране жители города должны иметь право участвовать в градостроительной политике. В Новосибирске этот процесс происходит, но далёк от совершенства. Многие процессы освоения городской земли недостаточно прозрачны, а механизмы учёта общественного мнения, в общем-то, отсутствуют. Важные вопросы решаются элитными группами, сосредоточившими в своих руках рычаги власти. Генплан города формируется в интересах строительного бизнеса в условиях зависимости городского бюджета от строительных инициатив. Больше всего страдает простое население как уже сложившихся жилых районов, где происходит точечная застройка, так и новостроек, в которых баланс социальных объектов, дорожной инфраструктуры и озеленения сильно хромает.