Конструктивная оппозиция – именно такую роль в политическом сообществе отводит себе наш герой. За все четыре срока его депутатства коллеги по депутатскому корпусу так и не прониклись к нему большой любовью: бескомпромиссный, старомодно справедливый, всегда говорит то, что думает, ни перед кем не пасует. Одним словом, неудобный депутат. Знакомьтесь: депутат четырёх созывов, председатель фрязинского отделения партии ЯБЛОКО, член Федерального Совета партии ЯБЛОКО, автор более 200 публикаций в различных СМИ, учредитель и главный редактор газеты «Новое Фрязино» Александр Фурщик.
– Александр Борисович, Вы являетесь одним из организаторов фрязинского отделения оппозиционной партии ЯБЛОКО. Почему вступили именно в её ряды?
– Многие примыкают к какой-то партии из корыстных побуждений или для создания определённого имиджа. Я же вступил в ЯБЛОКО потому что её политика совпадала с моим представлением о правильном и успешном развитии страны. Её либерально-демократические ценности в сочетании с социальной направленностью имеют будущее.
– Но ведь вы были в оппозиции и по отношению к городским властям…
– Оппозиция – это не принцип жизни. Я никогда не критикую огульно, а всегда предлагаю альтернативный путь решения, но всегда восстаю против беззакония. В 2000 году я был председателем комиссии по экономической политике. На одном из заседаний депутаты приняли решение утвердить бюджет с дефицитом 10% в то время, как по Закону дефицит мог составлять не больше 3%. Я был единственным, кто проголосовал против. Естественно, мой голос ничего не решил. Тогда я обратился в прокуратуру. По её постановлению депутаты были вынуждены скорректировать бюджет.
В том Совете, как и в следующем, я был единственным оппозиционером, который был бессилен противостоять принятию спорных решений. Тогда я решил учредить газету «Новое Фрязино», чтобы доносить до горожан свое мнение о принимаемых властью решениях. Правда, и в Совете 2005 - 2010 годов, когда я возглавил группу «Новое Фрязино» из 4-х оппозиционных депутатов, основным моим оружием оставались обращения и публикации в независимых СМИ. За 5 лет я написал 184 обращения в разные инстанции: от главы до губернатора, от прокуратуры до Федеральной антимонопольной службы.
К сожалению, многие решения Совет принимает по принципу «как удобно». Именно так в Уставе города появилась фраза о том, что публичные слушания «носят рекомендательный характер». Ведь так удобнее. И таких примеров масса.
Максимальная приближённость к населению была моей целью. Например, в 1996 году во Фрязино выборы проходили по единому семнадцатимандатному округу, когда в бюллетене было около 90 кандидатов. Это мало походило на осознанный выбор избирателей. Тогда мне удалось через депутатов фракции «ЯБЛОКО» в Госдуме провести поправку к Закону, которая ограничила многомандатные округа не более чем 5-ю мандатами. Но считаю, что для Фрязино оптимальным вариантом были бы 2-х мандатные округа.
В 2005 году я обратился к главе города с предложением организовать он-лайн трансляцию с заседаний Совета, но ни депутаты, ни глава эту идею не поддержали. Почему? Так удобнее.
– Какой процент депутатов, на Ваш взгляд, приходит в Совет действительно для того, чтобы улучшить жизнь горожан?
– Дело в том, что многие депутаты пытаются наладить дела в своей сфере: врачи тянут одеяло в сторону медицины, педагоги и воспитатели – в образование. Но дело в том, что и те, и другие – муниципальные служащие, то есть люди подневольные, поэтому большинство всё равно голосует так, как удобно администрации. Людей, которые несмотря ни на что, готовы отстаивать интересы фрязинцев, в Совете единицы.
В нынешнем Совете депутатов большинство - сотрудники «Истока». Зачем господину Борисову понадобилось «взять» власть в Совете – не понятно. Вместо того, чтобы заниматься производством, руководство сидит на заседаниях Совета. Если бы эти люди хотя бы жили в городе, но ведь большинство их приезжают во Фрязино лишь на работу. Как они собираются определять потребности жителей?
В этом созыве оказалось много самовыдвиженцев, за которыми никто не стоит. Мы же предлагали оставить в Уставе смешанную систему, когда не менее половины депутатов избираются по партийным спискам. Если кандидаты выдвинуты партией, то они идут с определенной программой и у них больше ответственности перед избирателями.
– Но ведь это горожане сделали выбор, или выборы прошли не совсем честно?
– С точки зрения подсчёта голосов – честно: не было зафиксировано ни одного вброса. Но всё решается до голосования – в ходе агиткампании. Ни о каких равных возможностях кандидатов нельзя и говорить. У кандидатов должна быть возможность для донесения своей программы.
Практически агитации-то никакой и не было, а надо обеспечить полноценную агитационную кампанию. Мест для агитации у кандидатов не было. Зато все застеклённые стенды у подъездов оказались завешены кандидатами от «Истока». Причём, на протяжении всей избирательной кампании истоковцы так и остались здесь монополистами. Администрация явно давала понять горожанам, что светлое будущее их ждёт исключительно под знамёнами «Истока». Таким образом, кандидаты от предприятия получили мощный административный ресурс.
Про то, что грядут выборы, было мало информации. Было сделано всё, чтобы в голосовании принял участие лишь нужный, предсказуемый, управляемый электорат. Сотрудники «Истока» были мобилизованы на выборы, как это обычно делают с муниципальными служащими. Для пущей надёжности, рассказывают, работников предприятия соблазнили 13-й зарплатой.
– Так, может быть, горожанам не стоит доверять право выбора депутатов? Ведь упразднили народные выборы главы…
–Упразднение всеобщих выборов главы города – это нарушение прав граждан на местное самоуправление. Более того, Мособлдума, руководствуясь только ей известными принципами, сама решила, в каком муниципалитете как будут проходить выборы: например, во Фрязино глава будет возглавлять администрацию и выбирать его будет назначенная комиссия, а в Домодедове он будет избираться всенародно. Почему так? От чего это зависит?
Партия «ЯБЛОКО» всегда активно боролась за полноценное местное самоуправление, за право людей самим распоряжаться в своем «доме».
– Какие проблемы Вы бы начали решать, став депутатом нового созыва?
– На протяжении последних лет одна из проблем, которая волнует горожан особенно остро – это отсутствие парка. Во Фрязино имеются благоприятные условия для успешной реализации программы «Парки Подмосковья». Разбить современный парк можно вокруг озера Большое. Но наше озеро нужно спасать – оно постепенно гибнет.
Его территория чуть не попала под многоэтажную застройку, и лишь благодаря напористости членов партии ЯБЛОКО этого удалось избежать, добившись включения блокирующих поправок в Правила землепользования и застройки г. Фрязино.
В результате долгих переговоров мне удалось убедить главу города В. Ухалкина провести муниципальный конкурс на разработку проекта планировки территории вокруг водоёма, с созданием там парка, очисткой и углублением озера. Но область затянула его проведение. Теперь решение всего комплекса вопросов, связанных с созданием парка перешло в ведение нового руководства города, которое готово активно содействовать скорейшему продолжению этого процесса.
В городе нет и детского парка. Ещё в начале 2000 годов он, согласно Генеральному плану, должен был появиться на участке между улицами Центральная, Дудкина и Комсомольская. Тогда на реализацию этого плана средств не нашлось. Но совсем немного денег нужно было на посадку там деревьев, что я неоднократно предлагал главе. За это время деревья уже бы выросли, и детский парк создавался бы уже в зеленой роще.
Средств в городе действительно на многое не хватает. Бюджет Фрязино дотационный, как и у большинства муниципалитетов. Ведь около 60% всех доходов уходят в федеральный и областной бюджеты. Щедрые же дотации получают те муниципалитеты, у глав которых сложились тёплые отношения с областным руководством.
Последними законами местное самоуправление почти уничтожено. Областное правительство забрало у муниципалитета практически все права: право формировать градостроительную политику; взяло в свои руки решение земельных вопросов; забрало все образовательные, медицинские и социальные учреждения, а также электросети и водоснабжение, как будто всем этим удобнее управлять издалека.
Фактически местному самоуправлению мало что осталось, разве что решать, куда на Новый год поставить ёлку. Поэтому теперь основная задача местной власти - учиться красиво бить челом.