Активисты экологической фракции партии ЯБЛОКО: Игорь Бакиров, Вадим Богловский и Григорий Семенов провели 12 августа общественную инспекцию на месте будущего строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Проводником и экспертом выступила Елена Родина, член Экологического союза и общественного движения «Спасем Клязьму», жительница Солнечногорского района, давно занимающаяся проблемой последствий строительства ЦКАД для экологии Подмосковья.
Участники инспекции выехали из города по трассе М11 «Москва-Санкт-Петербург». Напомним, строительство этой трассы вызвало в 2010 году массовые протесты граждан из-за ущерба, наносимого массовой вырубкой Химкинского леса. Несмотря на протесты, первый участок дороги все же был построен и введен в эксплуатацию.
Проехав по новой трассе около 20 километров, активисты отметили ее крайне низкую загрузку по сравнению с идущим параллельно Ленинградским шоссе. Этому факту нашлось очевидное объяснение: М11 проходит через неосвоенный лесной массив, в то время как вдоль «Лениградки» расположены многочисленные склады и промзоны. Именно к этим объектам, а не в Санкт-Петербург направляется большинство грузовых автомобилей. Еще одна примета М11 — тысячи погибших хвойных деревьев по обеим сторонам дороги. Именно такие последствия нарушения лесной экосистемы и предсказывали специалисты еще до начала строительства. Таким образом, потери лесного фонда Подмосковья оказались намного выше числа деревьев, вырубленных «по плану».
Первая часть общественной инспекции позволила сделать вывод: крупные автомагистрали в окрестностях Москвы нужны не для поездок в удаленные города, но для доступа к местной логистической инфраструктуре. Этот вывод важен и для понимания истинной цели проекта ЦКАД.
Добравшись, уже по Ленинградскому шоссе, до деревни Болкашино, участники общественной инспекции двинулись пешком по лесной просеке. Недалеко от пересечения М11 с Большим кольцом Московской железной дороги активисты достигли цели: места массовой вырубки леса под планируемое строительство ЦКАД. Вырубка началась поздней осенью 2014 года и, судя по обнаруженным свежеспиленным бревнам, продолжалась до начала нынешнего лета. Обследованное место вырубки, по имеющимся данным, предназначено под строительство развязки ЦКАД с трассой М11. Общая площадь вырубки — свыше 29 гектар смешанного хвойно-лиственного леса. Дальнейшая вырубка леса в Солнечногорском районе и связанное с этим осушение болот может радикально нарушить водный баланс бассейна реки Клязьма и даже привести к полному исчезновению реки, и так уже сильно обмелевшей за последние годы.
По словам Елены Родиной, проектировщики ЦКАД намеренно отмели возможность реконструкции автодороги А107, известной под названием «Московское малое кольцо» или «первая бетонка». Дорога была возведена в середине прошлого века для нужд противовоздушной обороны Москвы, и долгие годы отсутствовала на картах, хотя и использовалась активного для движения гражданского транспорта. Сейчас «бетонка» имеет 2 полосы движения, но вполне может быть расширена. Такой вариант предлагался в начале 2000-х годов как альтернатива ЦКАД, поскольку ЦКАД должна пролегать всего в нескольких километрах параллельно «бетонки». Более того, в обследованном активистами районе недавно была возведена (но еще не введена в эксплуатацию) развязка «бетонки» с трассой М11 «Москва-Санкт-Петербург».
Из имеющихся в распоряжении активистов «Зеленой России» документов следует, что в основу проекта ЦКАД был положен именно принцип платности новой дороги. «Бетонка» по проекты остается лишь вспомогательной бесплатной альтернативой.
Участники экологической инспекции согласились с доводами Елены Родиной о том, что помимо очевидного ущерба для природы, проект ЦКАД несет высокие экономические риски.
«Столь грандиозные проекты нельзя начинать во время экономического кризиса. У застройщиков может не хватить средств для его окончания. И тогда уже затраченные деньги будут попросту закопаны в землю» - считает экоактивистка.
Напомним, что зимой 2013 годы стоимость возведения ЦКАД оценивалась примерно в 300-350 млрд. рублей. Принимая во внимание сложившуюся практику «разбухания» сметы строительных проектов в нашей стране после запуска работ, эту сумму можно смело удвоить. Кроме того, оценка была сделана в докризисный период при обменном курсе рубля к доллару около 30. С учетом того, что практически вся тяжелая строительная техника, применяемая в нашей стране, ввозится из-за рубежа, стоимость проекта окажется еще выше. Более того, зависимость строительного проекта от импорта техники и запчастей в условиях экономических санкций чреват полным срывом проекта на самой активной его стадии — тогда экономические потери будут максимальными.
Настораживает и неоднократно упоминаемые в различных публикациях планы по созданию логистической инфраструктуры вдоль ЦКАД. Проще говоря — огромных складских комплексов. Разумеется, возросший в разы объем переваливаемых в ближнем Подмосковье грузов никак не связан с потребностями самой Москвы или Московской области. Уже сейчас через Московский транспортный узел проходит свыше 60% экспортно-импортного грузопотока нашей страны. Это создает огромные диспропорции в развитии регионов Европейской России. Наращивание логистических мощностей в ближнем (30-40 км.) Подмосковье усугубит эту диспропорцию и все ее последствия: перенаселенность региона, загрязнение окружающей среды, транспортные проблемы для жителей Москвы и области.
Напомним, что партия ЯБЛОКО обратила внимание общественности к сомнительному проекту ЦКАД еще в 2011 году. На состоявшихся тогда общественных слушаниях высказывались опасения о том, что негативные последствия проекта могут перевесить принесенную им пользу для транспорта Московского региона.