1 июня в офисе партии «ЯБЛОКО» кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, руководитель группы «Мониторинг актуального фольклора» РАНХиГС, автор-составитель книги «Мы не немы. Антропология протеста в России 2011-2012 годов» Александра Архипова прочитала лекцию «Лозунги городского протеста». Мероприятие провел Игорь Бакиров, член партии «ЯБЛОКО». На встрече присутствовал Виктор Коган-Ясный, советник Григория Явлинского.
Александра Архипова изучает протестные акции с начала массовых политических выступлений в декабре 2011 года.
«До тех событий в 2011 году никто всерьез не изучал лозунги, невербальный язык демонстраций. Когда все начиналось, мы все были любителями», — сказала Архипова.
Исследователь объяснила методологию работы, предельно логичную и понятную. Фотографы, так называемая полевая группа, на публичной акции снимают «сильные высказывания», то есть плакаты, таблички, костюмы, все, что можно интерпретировать как посыл. После акции группа сортирует материал, отдельно помечает повторяющиеся кадры. Все это заносится в «полевой дневник», на основе которого составляется база данных.
Полученную информацию исследователи используют для изучения языка протеста, адресатов обращений, сравнивают требования демонстрантов в разных городах России.
В частности, на основании данных, полученных на акциях протеста в 2014-2015 году, был сделан вывод, что оппозиционеры часто просят прощения за действия Российского государства в отношении таких стран, как Грузия, Украина, Венгрия, Чехия, Польша, реже Финляндия, но никогда — в отношении Прибалтики, что позволяет нарисовать портрет чувства вины российского гражданина.
Александр Архипова изучает не только оппозиционные акции, но и проправительственные демонстрации, в частности, «крыминги» — митинги в поддержку присоединения Крыма. Исследователь отметила, что одинаковый невербальный посыл оппозиции и провластных демонстраций нередко имеет противоположное значение.
«Типичный пример — лозунг «Путин — это Сталин!». Оппозиционеры имеют ввиду репрессии, несвободу, и вкладывают в лозунг негативный подтекст. Провластные, в особенности, провластно-коммунистические активисты, наоборот, считают это комплиментом», — рассказала Александра Архипова.
Интересные данные были получены с акций памяти Бориса Немцова в Москве и Санкт-Петербурге.
«Траурные высказывания составили в Москве 30 процентов от общего числа, в то время как в Петербурге всего 5 процентов. В то же время политических лозунгов в Петербурге было значительно больше», — заявила Александра Архипова.
В конце лекции Александра Архипова ответила на вопросы собравшихся. В частности, на вопрос о том, есть ли в России и мире аналоги ее работ.
«В России аналогов я не вижу, в нашей стране мало кто занимается изучением протестов. За рубежом аналоги, разумеется, есть, изучение демонстраций началось еще в 30-е годы. Однако, существует принципиальная разница между нашим подходом и подходом, например, американских коллег. Они смещают акцент на политические изыскания, в то время как мы декларируем социологические цели», — рассказала Александра Архипова.
«Это первооткрывательский опыт для нашей страны, для нашей аудитории. Насколько он полон, мне трудно судить, но очень важно, что этим кто-то занимается. И эти исследования будут смыкаться с другими социологическими работами, что создаст фон для прогнозирования, - отметил Виктор Коган-Ясный.