Вчера в Доме журналистов на очередном заседании Комитета противодействия ксенофобии участники обсудили проблему межконфессионального мира.
В дискуссии приняли участие постоянные члены Комитета, гостями были активисты исламских общин и адвокаты.
«Сложность взаимодействия людей, принадлежащих разным конфессиям, —главная причина возникновения межрелигиозных конфликтов, которые с каждым днем становятся все острее. Расстрел парижской редакции Шарли Эбдо и последовавшая за этим преступлением разноплановая реакция – от массовых демонстраций в Париже с поддержкой Шарли до массовых же демонстраций в защиту пророка Мухаммеда, жесточайшее убийство христиан – коптов и другие преступления, совершенные ИГИЛ, раскололи общество, создав напряженность.
ИГИЛ ищет возможности влияния и в нашей стране – молодые люди, в основном из республик Кавказа, уезжают туда. По оценкам экспертов, на стороне ИГИЛ воюют несколько сотен граждан России. Из них около 200 вернулись в Россию с опытом насилия и радикальными взглядами», – отметила координатор Комитета и секретарь Политкомитета партии «ЯБЛОКО» Галина Михалева.
Действия так называемых православных активистов, нарушающих законодательство, например, группы «Православная инквизиция» также вызывает массу вопросов и вызывает негативную реакцию других конфессий. Официальная позиция РПЦ, претендующей на роль государственного идеолога, получает открытую поддержку со стороны власти: православие внедряется в школы, в Москве развертывается программа строительства 200 храмов шаговой доступности, при этом в Москве остро не хватает мечетей.
Зампред Московского «ЯБЛОКА», муниципальный депутат Григорий Семенов подчеркнул, что главная проблема для межконфессионального мира – попытка институализации религий.
«Между религией и политикой есть точная грань, если религия направлена внутрь человека, то политика – это движение за преобразование общества. Как только государство начинает вмешиваться в религию, обязательно начнутся обиды и зависть со стороны других конфессий», – сказал он, отметив, что поддержка власти религии должна быть нулевая.
Председатель Фонда развития мусульманских народов Гаяр Искандеров поспорил с такой точкой зрения, заявив, что «вера и религия дают свод правил для поведения в обществе». Политика должна быть нравственной, основываться на постулатах веры.
При этом он согласился с тем, что государство смыкаясь в представителями конфессий убивает оппонента. А религия должна быть оппонентом государства.
Усман Баратов, президент Межрегионального Узбекского землячества «Ватандош», подчеркнул, что СМИ создали опасный образ мусульманина для обывателя. «По мнению простого россиянина, исламист-террорист это и есть мусульманин», – возмутился он. Баратов отметил, что в РФ проживает около 20 млн. мусульман (согласно официальной статистике), и с подобным образом необходимо бороться.
Представители «Моссовета»: Алексей Якунин и Николай Авдеев рассказали, что их движение борется с программой «200 храмов». По мнению активистов движения, решения о строительстве храмов зачастую противоречат законодательству, против строительства на территориях парков выступают даже верующие. «Верующие считают, что эти места не намоленные. И подобные решения только провоцируют конфликты среди населения», – отметил Алексей Якунин.
Председатель совета адвокатов Сулейман Дафилов в целом отметил, что, несмотря на разность взглядов и религиозных правил, самое главное в обществе – соблюдение Конституции. Только в этом случае, обществу удастся сохранить мир.
Представители мусульманских общин подчеркивали, что невнимание государства к проблемам уммы, подача материалов в СМИ порождают исламофобию, ответная реакция на нее – радикализация мусульман. Выступавшие адвокаты сетовали на то, что судьи склонны отказывать в исках, если они как-то связаны с практикующими мусульманами и мечетями.
В конце дискуссии участники решили, что тема дальнейших обсуждений будет узконаправленной, что позволит рассмотреть проблему более подробно. Следующее заседание состоится 18 марта.