3 февраля Гендерная фракция провела встречу, на которой участники обсудили Восьмой периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Открывая встречу, лидер Гендерной фракции Галина Михалева сказала, что у всех участников есть возможность поучаствовать в создании альтернативного доклада.
«По сути, этот доклад не показывает проблем. Самое главное, в документе нет признания того, что у нас нет ни одного института, который бы занимался правами женщин. У нас нет ни уполномоченного по правам женщин, ни комиссии при президенте или при правительстве. У нас так и не принят закон о государственных гарантиях гендерного равенства», — подчеркнула Михалева, отметив, что этот закон обсуждается с 1995 года.
«В этом докладе говорится о том, что главное для России – российские национальные традиции, что слово «гендер» россиянам чуждо. И все в законодательные нормы, которые приводятся, — это закон о семье, либо о детях. Нет никаких примеров, связанных с обеспечением гендерного равенства, противодействия дискриминации.
Мы увидели, что работы в направлении реализации 19 статьи Конституции об обеспечении равных прав и возможностей для мужчин и женщин у нас не ведется. Более того, ситуация ухудшается», — констатировала Галина Михалева.
По мнению лидера Гендерной фракции, это связано с навязыванием традиционных патриархатных ценностей.
«В рамках того, что называется «консервативный поворот», женщина оказывается пострадавшей стороной», — сказала она.
Заместитель председателя Гендерной фракции Ольга Радаева проанализировала доклад по пунктам.
Ольга Радаева согласилась с Галиной Михалевой в том, что необходим закон о гендерном равенстве. Их поддержали и другие участники мероприятия.
«В силу недостаточности правового регулирования мы имеем различные проблемы с гендерной дискриминацией в разных сферах. Получается, у нас нет никаких подзаконных актов. Если женщина в суде пытается доказать, что ее права нарушены, например, в случае с работодателем, оказывается, что это практически невозможно», - сказала она.
Радаева напомнила, что закон о гендерном равенстве пытался ввести такую норму — именно работодатель должен был доказать в случае обращения соискателя в суд, что против него не применяется дискриминация.
Авторы документа пытаются убедить, что нормы о запрете дискриминации содержатся во всех отраслевых законах. Но зампред Гендерной фракции считает, что этого недостаточно.
Ольга Радаева также отметила, что авторы пытаются уверить, что все граждане России очень хорошо осведомлены о гендерном равенстве, о Конвенции. По мнению Радаевой, это далеко не так.
В завершение своего выступления Ольга Радаева призвала вести общественную дискуссию о законе о национальном механизме обеспечения гендерного равенства.
Ответственный секретарь Союза журналистов Надежда Ажгихина сказала, что она состоит в Межведомственной комиссии по улучшению положении женщин при Правительстве.
«В марте 2015 года в Нью-Йорке будет специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по положению женщин, она происходит регулярно, но в этом году она посвящена 20-летию со дня самой большой конференции в мире по положению женщин в Пекине и анализу того, что произошло за это время», — рассказала она. Надежда Ажгихина была в составе российской делегации на этом мероприятии.
«Тогда в России это все только начинало развиваться, и российские движения были впереди других стран. Сегодня Россия сильно отстала в этом вопросе на уровне законодательства», - подчеркнула она.
Надежда Ажгихина отметила, что эта встреча очень важна. «У нас есть шанс воспользоваться возможностью донести голос демократической общественности до мира, потому что он не слышен ни в СМИ, ни в официальных документах», — сказала она.
По мнению Ажгихиной, отношение к женщине в обществе — это лакмусовая бумажка, которая показывает состояние демократии.
«От того, что будут страдать наши женщины, равенство и демократия, будет страдать и наше будущее», — подчеркнула она.
Создатель инициативной группы «За феминизм» Наталья Биттен отметила, что в докладе не указаны факты дискриминации в образовании. Привела в пример Казанский IT-лицей, где был вопиющий случай дискриминации по признаку пола. Прокуратура признала это случай, но ситуация не была разрешена в пользу дискриминируемых – девочек, учениц лицея.
«Если бороться за принятие закона о гендерном равенстве, необходима та редакция, которая будет действенно противостоять дискриминации и выравниванвать прав женщин. Некоторые варианты законопроекта были истолкованы двояко», — сказала она.
Биттен также отметила, что в России отсутствует гендерный анализ законодательства.
Муниципальный депутат, заместитель председателя Московского «ЯБЛОКА» Григорий Семенов затронул проблему прав женщин в малом бизнесе, отсутствии урегулирования надомной работы, о сложностях трудоустройства в предпенсионном возрасте и после декрета.
«Наше государство меньше всего заботится о социально незащищенных», — сделал вывод Григорий Семенов.
Руководитель Школы активного горожанина Татьяна Овчаренко проанализировала пробелы в семейном и жилищном праве касательно женщин и определения семьи. Сейчас семья, состоящая из лиц разных поколений, например, бабушка и внук, семьей не признаются и не имеют права на жилищные льготы. Галина Михалева попросила подготовить ее соответствующее обращение в органы власти.
Подробный критический отзыв на доклад, обсуждавшийся участницами и участниками встречи, подготовила член Регсовета Московского «ЯБЛОКА» Марина Караваева.
Обсуждался и вопрос повышения пенсионного возраста. Татьяна Овчаренко и Галина Михалева считают, что это неизбежно.
«Учитывая, что пенсионное законодательство не приветствует работу пенсионеров, лишает их надбавок, как только они выходят на работу. Это препятствует работе женщин чрезвычайно в большей степени, чем работе мужчин», — отметила руководитель ШАГа.
Галина Михалева согласилась, что пенсионный возраст в существующей демографической и экономической ситуации надо повышать, так как он был установлен в 1934 году, когда женщины занимались тяжелым физическим трудом. В европейских странах выход на пенсию – с 65 лет или старше. И часто одинаков для мужчин и женщин.
Григорий Семенов отметил, что женщинам после 45 очень трудно устроиться на работу, для этого нет специальной госпрограммы по переквалификации. Получается, на работу не берут, а пенсии нет.
В завершение мероприятия Галина Михалева сказала, что все замечания и предложения будут высланы группе, которая готовит альтернативный доклад.
Наталья Биттен анонсировала предстоящее традиционное вручение премии «Сексист года».