Сегодня председатель первичного отделения партии «ЯБЛОКО» районов Басманный, Красносельский и Мещанский города Москвы Николай Кавказский принял участие в круглом столе на тему: «Проблемы применения российскими судами Конституции РФ», который прошел в Общественной Палате РФ по инициативе Комитета за гражданские права.
В начале выступления Николай Кавказский рассказал о своем опыте участия в различных судебных заседаниях в разных качествах — как в роли представителя какой-либо стороны, так и в роли обвиняемого по административным делам и один раз по уголовному делу.
«Суды в России практически не применяют Конституцию, за исключением ст. 51», — констатировал Кавказский.
Он привел в примеры несколько статей Конституции, которые суды не применяют.
«В соответствии с ст. 21 Конституции никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Однако из моей практики такие обращения граждан о применении к ним пыток со стороны правоохранительных органов и сотрудников администрации исправительных учреждений до суда вообще не доходят. Поэтому суды и не применяют эту статью Конституции», — отметил Кавказский.
По словам Николая Кавказского, не соблюдается и 22 статья Конституции, в соответствии со второй частью которой арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
«В моей практике был случай, когда у подследственного истек срок содержания под стражей, при этом срок содержания под стражей был продлен только через 6 дней. И все эти 6 дней человек незаконно находился в СИЗО, его оттуда просто не отпускали. А суд, который после 6 суток продлевал ему заключение под стражу, попросту проигнорировал 22 статью Конституции», — констатировал Николай Кавказский.
Он отметил, что 31 статья Конституции, гарантирующая право на свободу мирных собраний и митингов, при задержаниях на акциях активистов также не применяется.
Николай Кавказский рассказал, что статья 48 Конституции, которая провозглашает, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, также игнорируется.
«О каком применении этой статьи в судах можно говорить, когда судья зачастую запрещает нормально и беспрепятственно общаться и передавать документы на судебном заседании подсудимому и его защитнику? Не говоря уже о тех случаях, когда подсудимый участвует в судебном заседании посредством видеосвязи», — возмутился Кавказский.
По словам Николая Кавказского, статью 49 Конституции российские суды применяют с точностью до наоборот, хотя она провозглашает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Тоже самое можно сказать и про статью 50 Конституции, считает Кавказский.
«Нарушение первой и второй части мы вполне могли наблюдать в Болотном деле, когда часть обвиняемых была сначала осуждена по административной статье, а затем за то же самое деяние их судили уже по уголовной статье. При этом в основы приговора легли абсолютно недопустимые доказательства непонятно как полученных и каким образом монтированных видеозаписей», — отметил он.
«Что же касается третьей части ст. 50, то после принятия Федерального закона от 23.07.2013 № 217-ФЗ, которым для обжалования в порядке надзора судебных решений, вступивших в законную силу до 01.01.2013, установлен срок до 01.01.2014 то можно признать то, что сейчас право на пересмотр приговора вышестоящим судом для большинства осужденных уже не работает», — заключил Николай Кавказский.