Вчера в Сахаровском центре прошел круглый стол о взаимодействии общества и ЛГБТ-сообщества. В мероприятии приняли участие представители гендерной фракции партии «ЯБЛОКО»: председатель Галина Михалева, исполнительный секретарь Майя Завьялова и активист Николай Кавказский.
Галина Михалева, Николай Кавказский и Майя Завьялова
Главным посланием сообщества ЛГБТ является требование уважения к человеческому достоинству и соблюдение прав человека, независимо от его сексуальной ориентации и гендерной идентичности. При этом есть люди, которые подобных изменений в обществе будут пугаться. «Они боятся посягательств на свои ценности», – отметил председатель Российской ЛГБТ-сети Игорь Кочетков.
Между двумя этими группами возрастает конфликт. «Факт в том, что этот конфликт радикализируется, принимает насильственные формы и это напоминает маленькую гражданскую войну, в которой уже есть убитые, пострадавшие и люди, которые испытывают страх за себя», – сказал Кочетков.
Игорь Кочетков, Григорий Болдырев и Владимир Шахидзанян
Григорий Болдырев, представляющий уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, рассказал, что правозащитники часто встречаются с активистами ЛГБТ-организаций и защита их прав является важной составляющей их работы.
Дмитрий Исаков, гей-активист из Казани, который одним из первых был привлечен к штрафу за гей-пропаганду, рассказал свою историю: «Я проводил пикеты в защиту прав геев – один пикет в тот день, когда его принимал президент, второй, когда он был опубликован».
Дмитрий обратил внимание, что подобными акциями он стал заниматься только тогда, когда начались разговоры о законе против пропаганды.
«Я считаю недопустимым, что нас делают людьми второго сорта», – подчеркнул он.
Активист Дмитрий Чижевский отметил, что Россия погружается в ненависть. «Буквально вчера я общался с девочкой, которая поссорилась с матерью из-за своей ориентации, слушать это было очень тяжело».
Ольга Богушинская
Журналист Ольга Богушинская в начале своего выступления сделала акцент на том, что она христианка и католичка. «В нашем обществе не принято находиться в диалоге, а принято давление в ходе воспитания. На мой взгляд, нарушена миссия церкви, которая должна воспитывать совесть, но отнюдь не должна навязывать свою идеологию». По ее словам, моральный климат в российском обществе сложился так, что по отношению к нашим гражданам, которые заявляют себя как ЛГБТ-ориентированные, действительно все больше случаев насилия.
Всеволод Чаплин
Протоиерей Всеволод Чаплин настаивал на том, что у российского общества свой путь развития и люди могут самостоятельно решать, какие человеческие проявления необходимо регулировать только нравственными нормами, а какие должны регулироваться законом. «Я думаю, что Россия сможет выработать, как и многие другие страны, в частности исламские, свой корпус права по отношению к тому, что сегодня Запад пытается представить как универсальные ценности».
По его словам, для любого христианина, который верит Библии, однополые связи – это грех. «Любой христианин, настоящий христианин, верный Священному писанию, хочет, чтобы место этого греха в жизни общества сокращалось». Говоря о насилии, он отметил, что в любом случае это «неправильная вещь», в какой бы форме оно не происходило. «Мы имеем право сказать, что считаем правильным, а что неправильным и, конечно, это должно касаться и так называемой личной жизни», – сказал он.
Ольга Богушинская возразила протоиерею: «Церковь должна высказываться по таким вопросам, как грех. Большинство конфессий считают однополые отношения грехом, но это не означает, что нужно выбирать именно такой формат диалога с обществом».
Она отметила, что сегодня приходится сталкиваться с агрессивным навязыванием взглядов людей, которые называют себя членами церкви, пояснив, что имеет в виду депутата Милонова. При этом существует множество случаев, когда насилию из-за своей ориентации подвергаются дети. «Надо быть очень осторожным, когда мы обличаем грех, потому что всегда есть соблазн впасть в более тяжкий грех», – сказал она.
Дмитрий Исаков заявил, что православная церковь пытается монополизировать религию: «Хочу напомнить, что существуют другие конфессии, наша церковь отделена от государства, и существует Конституция».
«Я бы хотел узнать, почему я угрожаю семейным ценностям, и что с ними происходит, если они так нуждаются в защите?», – спросил он у представителей церкви.
Галина Михалева заявила, что государство сознательно проводит такую политику. Это обозначено как консервативный поворот, а представители православной церкви являются консультантами Госдумы и законы вырабатываются под их влиянием. «Мы все дальше уходим от либерального представления, от защиты прав человека и все ближе к странам, отвергающим ценности прав и свобод человека», – сказал она.
Между тем, именно эти ценности отражены в международных декларациях ООН, ратифицированных большинством стран, включая Россию.
Дмитрий Чижевский
По ее словам, самые активные антисемиты, те, кто не знаком с евреями. Это же высказывание можно применить и к представителям ЛГБТ-сообщества.
Михалева призвала объединиться в борьбе с этими тенденциями. «Подобные тенденции чрезвычайно опасны, государство натравливает консервативную часть общества на образованную, а большинство, находящееся под влиянием телепропаганды, на меньшинство», – сказал она.
Владимир Шахидзанян, журналист, автор книг по психологии, в том числе и в поддержку представителей ЛГБТ сыронизировал, что признателен Милонову за инициативу по закону о гей-пропаганде. «Я благодарен Милонову за инициативу по поводу закона. Никогда так много не говорили о гомосексуальности, как в связи с этими событиями».
Православный публицист Сергей Худиев заявил, что Уголовный кодекс не должен вникать в личную жизнь пострадавшего. По его словам, каждый человек обладает достоинством, это достоинство должно признаваться и любое насилие аморально. «Из этого, однако, не следует, что тот или иной образ жизни должен поощряться», – сказал он, приведя в пример проблему нимфомании. «Понятно, что это не должно уголовно преследоваться, но нужно отдавать себе отчет, что это явление имеет разрушительные тенденции», – пояснил Худиев.
Игорь Кочетков отметил, что участники пришли к общему мнению по некоторым вопросам, в том числе в вопросах недопустимости насилия к кому бы то ни было. «Но на практике насилие существует, в том числе по отношению к верующим», – сказал он и призвал участников сосредоточиться именно на общем согласии в конкретных вопросах, превратив это в действие.
Кочетов предложил создать контактную группу, состоящую из разных общественных сил, для того, чтобы оперативно реагировать на происходящие события и давать свою оценку.
Представитель православно-патриотической общественности Юрий Шубин одобрил закон против пропаганды гомосексуализма. «Этот закон ограждает детей от чрезмерного сексуального влияния, это не очень суровый закон», – уверен он.
Член «Молодежного Яблока» и гендерной фракции Николай Кавказский сказал, что не хотел бы, чтобы Россия пошла по пути исламских стран. «Там не только религия является государственной, а догматы имеют силу закона, но и по этим догматам там происходят убийства и женщин, и представителей ЛГБТ. Я хотел бы, чтобы церковь была отделена от государства, а Россия стала по настоящему светской», – сказал он.
Татьяна Винниченко
Представитель архангельской ЛГБТ-организации «Ракурс» Татьяна Винниченко возмутилась тому, что закон будит в обществе гомофобные настроения: «Наша организация практически вне закона, никогда не было такой маргинализации по отношению к нам, с нами просто не хотят общаться. Мы не можем выражать свою позицию, содействовать в просвещении».
Исполнительный секретарь гендерной фракции Майя Завьялова зачитала участникам заявление партии «ЯБЛОКО», которое было принято во время принятие закона против пропаганды гомосексуализма.
Майя Завьялова и Юрий Шубин
Галина Михалева подчеркнула, что Россия пока не тоталитарное государство, но находится на пути к этому. «Наш диалог напоминает мне разговор людей, одни из которых утверждают, что земля круглая, с людьми, которые считают, что земля плоская и стоит на трех китах. В каких-то вещах мы друг друга просто не слышим», – сказал она.
Она подчеркнула, что в нашей стране необходимо просвещение, иначе большинство людей будут продолжать думать, что гомосексуализм – болезнь. «При этом необходима работа с ключевыми сообществами, с журналистами».
Итогом круглого стола стало решение о продолжении обсуждения, в том числе на площадке контактной группы.