Планы властей полностью потратить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на инвестиционные проекты прокомментировал известный экономист, член Политкомитета «ЯБЛОКА» Сергей Иваненко.
«ЯБЛОКО» предлагало создать резервный фонд ещё в начале 2000 годов. Правительство поддержало эту идею, но как обычно выдало ее за свою. Идея состояла в том, чтобы из огромных нефтегазовых доходов, которые начала получать наша страна в тот период, на «проедание» уходила не вся сумма, а половина или две трети.
Цена на нефть до сегодняшнего дня держится на очень высоком уровне – 100-120 долларов за баррель, доходило даже до 150. Разработали механизм – сумма свыше, скажем, 80 долларов за баррель через систему экспортной пошлины и других налогов отчислялась в резервный фонд, который фактически эти средства замораживал и удерживал на счетах ЦБ. Деньги хранились в первоклассных активах – в американских и европейских банках, облигациях крупных компаний. Это привело к тому, что в 2000 годах мы стали одним из мировых лидеров по валютным резервам, которые составляли 500-600 млрд долларов.
В начале 2000-х позиция, в том числе и Путина, была такая: нечего проедать эти деньги, мало ли что случится. Кризис 2008-2009 гг. показал, что эта точка зрения была обоснована. Для «затыкания дыр» использовались именно эти средства.
Сегодня в руководство российского экономического блока пришли люди, которые занимают другую позицию, смысл ее состоит в том, что нечего держать деньги в кубышке, их надо тратить. И тратить их надо на государственные инвестиции.
Есть точка зрения, что государственные инвестиции, в отличие от частных, способны поднять экономику в целом. И производственную систему нужно стимулировать путем мощных государственных инвестиций, прежде всего в инфраструктурные проекты – дороги, энергетику, систему глобальной связи и так далее.Так делают, например, в Китае и Японии. Эта позиция, бесспорно, имеет право на существование, это идеология государственного капитализма, у которой есть много сторонников
Резервный фонд уже разделили на собственно резервный фонд и фонд национального благосостояния. Как сообщалось, ФНБ в первую очередь был предназначен для покрытия дефицита пенсионного фонда.
По идее, пенсионный фонд должен финансироваться за счет страховых взносов с зарплат. Однако этих средств не хватает и ПФ ежегодно завершает свою деятельность с очень большим дефицитом, который пополняется из бюджета. Вот и решили выделить специальный источник, из которого деньги пойдут на пенсионные цели. Возможно, что эта мера является вынужденной, однако она должна иметь временные рамки, потому что без разработки и реализации продуманной пенсионной реформы все равно никуда не деться.
Однако сегодня ФНБ предлагают использовать практически на все, что угодно. Путин уже пообещал, что деньги из фонда будут выделены на 3 огромных проекта – реконструкцию Транссиба, БАМа и строительство Центральной кольцевой дороги в Подмосковье. И эти обещания, судя по всему, уже заложены в бюджет ФНБ.
Факт в том, что эти деньги из государственного резерва, которые больше 10 лет держались как серьезный ресурс, обеспечивающий платежеспособность страны, начинают тратить на цели, которые на самом деле являются бюджетными, краткосрочными и не являются целями сохранения стабильности всей экономической системы.
Всем очевидно, что российская экономика в стагнации и особых перспектив не видно. Однако попытка стимулировать экономический рост методами госкапитализма в современной России, на мой взгляд, малопродуктива.
Не нужно смотреть на Китай, Японию и другие страны, которые успешно осуществляют подобные крупные государственные инвестиционные проекты. Особенность современной России состоит в том, что любые государственные средства просто разворовываются, уровень коррупции в несколько раз превышает аналогичный уровень коррупции, который всегда существует в таких экономиках.
По российскому опыту, при строительстве дорог, уровень «откатов» превышает 50%. Это приводит к таким сюжетам, как строительство дороги в Сколково, на которое потратили огромные деньги, стоимость ее составляла, по некоторым данным, до 1 млрд долларов за километр. И через два года дорога посыпалась и потребовала ремонта.
Есть очень большие сомнения, что государственные инвестиции дадут ту эффективность, которая нужна. Некоторые специалисты считали, что когда построили МКАД, больше 10 лет назад, цена одного квадратного метра была сопоставима с 1 квадратным метром жилья – 200 долларов. Такие «золотые дороги» приводят к очень тяжелым последствиям в экономике.
Я бы не торопился «раскассировать» резервный фонд.
Мы должны помнить, что резервный фонд сыграл большую роль – кризис 2008-2009 гг. прошел без крупных катастроф, потому что значительная часть валютных резервов была просто потрачена на поддержку финансовых институтов и крупных компаний. Понятно, что это была прежде всего помощь олигархам, но в результате экономика не развалилась.
Россия не защищена от глобальных кризисов, наша экономика периферийная, сырьевая и зависит от происходящего в мире. Мы являемся страной, которая только поставляет сырье для мировой экономики.
Нам необходимо проводить реформы, направленные на борьбу с гигантской коррупцией. Коррупция съест любые инвестиционные проекты, какими бы красивыми словами власть не обосновывала их необходимость.