6 октября Общественная наблюдательная комиссия (ОНК) Москвы, в состав которой входит член бюро «ЯБЛОКА» Андрей Бабушкин навестила узников «болотного дела» и иных заключенных, находящихся в СИЗО № 5. Большинство - 90 % заключенных в ходе осмотра высказали положительную оценку работе администрации СИЗО. Однако комиссией обнаружено и немало недостатков.
Ниже - текст Андрея Бабушкина.
Лимит наполнения СИЗО составляет 959 чел. Реально содержится 967 человека. Перелимит составляет 8 человек.
Леонид Развозжаев: камера в СИЗО г. Иркутска была лучше.
Леонид Михайлович находится в камере № 107. В камере - 7 человек, однако за столом – только 4 сидячих места. Развозжаев не может ознакомиться с делом из 80 томов, так как в камере нет места для их хранения.
Из-за гипертонии (давление до 160) он не может находиться в камере с курящими. Развозжаев нуждается в обследовании на предмет источника гипертонии. В больнице СИЗО № 1 потеряли его заявление об обследовании. Пообещали провести томографию, так как после его избиения в Иркутске у него появились симптомы в виде замедленности речи и движений; с детства страдает заболеванием сердца. Сокамерники рассказали, что в течение сентября у Леонида было 7 приступов. Развозжаев сообщил о том, что - нет ответов от Лукина и прокурора на письма, направленные в середине августа 2013 года на предмет предоставления ему убежища УВКБ ООН. Он также обратил внимание на то, что с учетом 10 суток, отбытых в им во время ареста 1997 году, срок содержания под стражей у него истек 27.07.13. Однако новое постановление было вынесено только 2.08.13. Таким образом, некоторое время он содержался под стражей незаконно.
В камере нет телевизора. Радиоприемник нуждается в ремонте звука. Необходим ремонт стен. Отсутствует освещение санузла. Непригодны для использования 8 матрасов из 8. Развозжаев охарактеризовал данную камеру, как худшую, из тех, что он видел. Содержание в данной камере мною признано недопустимым.
Комиссией было рекомендовано:
- перевести Леонида в отремонтированную некурящую камеру;
- связаться с УВКБ ООН по вопросу предоставления ему убежища (Флеровой Т.А.);
- провести обследование на тамографе и комплесное мед обследование;
- передать Настольную книжку заключенного;
Андрей Черняков: нападение следователя – провокатора.
9 августа после того, как Андрей Черняков (похоже, что он успел стать личным врагом руководства СК РФ) пожаловался члену ОНК Александру Куликовскому в присутствии офицеров СИЗО Полькина и Еременко на давление со стороны следователя, вызов к следователю без адвоката, после ухода членов ОНК в следственный кабинет ворвался следователь Борисов, который стал кричать, почему Черняков жалуется на следствие, угрожать привлечением к уголовной ответственности. После этого буйный следователь выскочил из кабинета и заявил, что Черняков его ударил; предпринята попытка возбудить в отношении Чернякова уголовное дело за нападение на следователя – провокатора.
Комиссией было рекомендовано руководству СИЗО сообщить в адрес ОНК о правовых основаниях, по которым гр. Борисов проник в следственный кабинет, где находился Черняков.
Черняков также рассказал о том, что 1 октября он находился в Мосгорсуде. Заседание суда закончилось в 14.00. Затем его поместили в камеру № 13; там на 2 человек приходилось 2 метра; после заявления с просьбой перевести его в нормальную камеру конвой перевел его в автозак, где находился до 20.00; с 20.00 до 22.30 заключенных перегружали в другие машины; только в 23. 50 привезли в СИЗО № 5.
Виль Петров: парень, обеспокоенный судьбой своего поколения.
Виль Витальевич находится в той же малосимпатичной камере, что и Леонид Развозжаев.
Таких людей, как Виль можно встретиться на какой–нибудь научной конференции или политической акции. Видеть его в СИЗО дико.
Вилю грозит огромный срок по ст. 228-1 УК РФ, однако его волнует не только собственная судьба, но и судьба всех молодых заключенных. Он даже создал сайт в поддержку амнистии к 20- летию Конституции РФ.
У Петрова В.В. аллергия на пыль, препараты, некоторые продукты. Тем не менее, он находится в камере с облезлыми стенами и плохой вентиляцией. Не получает лечение в связи с язвой 12- перстной кишки на стадии обострения. Ему был выдан альмагель, но с истекшим сроком годности . Комиссия рекомендовала организовать полноценную медицинскую помощь В. Петрову, содержать его в камере, где отсутствуют факторы, провоцирующие аллергию.
Неправильные решетки.
Комиссия обнаружила, что в отремонтированных камерах почему – то изменилась конструкция решеток. Конструкция внутренних приоконных решеток в ряде камерах, например, в камере 403 не позволяет открыть форточки более, чем на 20 градусов, что приводит к духоте в камере; данное нарушение может рассматриваться, как жестокое обращение.
Комиссия рекомендовала не позднее 1.11.13 изменить конструкцию внутренних решёток во всех камерах.
Пытка стаканом.
Обвиняемый по Болотному делу Луцкевич Денис Александрович сообщил о том, что несколько раз имели место случаи, когда в сентябре в Мосгорсуде конвой держал обвиняемых в стакане по 3-4 часа. Таким образом, люди, имеющие рост под 180 см., скрючившись были вынуждены сидеть в металлической консервной банке, где не только невозможно нормально готовиться к процессу, но и просто сделать упражнения, чтобы не затекали руки и ноги.
Комиссия предложила руководству ГУ МВД Москвы пресечь подобные издевательства и привлечь виновных к установленной ответственности.